Легко или трудно познать Атман? Это и легко, и трудно. Легко, потому что нужно лишь осознать свою истинную природу. Трудно, потому что мы сильно обусловлены и привыкли смотреть вовне, пытаясь объективировать субъект. «Я» можно познать, но не как объект. Две вещи делают это трудное знание лёгким: чистый ум и доступ к правильному учителю. Свами Атмананда Сарасвати
Проверкой прямого осознания является удовлетворённый ум, мотивация, направленная на благо всех, и невозмутимость перед любыми ситуациями. Вы можете видеть, что всё «поле опыта» — весь мир вместе с воспринимающим — произошёл от вас, поддерживается вами и вернётся в вас. Если вы знаете это прямо, вы знаете истину. Если нет, продолжайте искренне углубляться в то, что мешает такому осознанию. Свами Атмананда Сарасвати
· Ищи, ищи, ищи внутри тот Свет, что озаряет, Источник всего нашего Сознания, Родник Жизни в нас. · С высоты своего понимания посмотри вниз и улыбнись. О чём беспокоиться, когда ОН един и внутри, и снаружи. · Различные ступени на лестнице прогресса, все они, скреплены между двумя параллельными опорами — «терпением» и «верой». · Высшее состояние, переживаемое мистиками, на которое указывают все великие писания мира, — это состояние, обозначенное в индуизме самым известным термином — Покой. · Держи ум обращённым внутрь и обрети видение; затем действуй. · Пребывая в Нём, кто всегда с тобой, живи, «подобно листку лотоса в воде», не затрагиваемый всем тем, что происходит вокруг тебя. · Для ищущего, кто полностью отдал своё тело-колесницу под верховное управление Божественного Возничего, даже катастрофа оборачивается успехом! · Учитель ясно видит духовное предназначение и божественное совершенство, сокрытые в самой глубине сущности ученика. · Видеть множество — это поверхностный взгляд знания; но видеть Единое во многом — вот задача Мудрости. · Будь полностью искренним. Имей честную решимость быть настойчивым и верным. Остальное — легко. · По мере того как преданность Господу растёт в человеке, все его помыслы и вся его жизнь начинают существовать лишь для того, чтобы служить Господину-его-сердца и находиться рядом с Ним. · Самопознание — это процесс устранения наших ложных отождествлений и раскрытия нашей истинной природы как Атмана. · То, что ты встречаешь в жизни, — это Судьба. То, как ты это встречаешь, — это Свободная Воля! · Божественный Принцип удерживает разнообразные объекты этой вселенной вместе, подобно тому как нить держит цветы разной формы и окраски, образуя одну прекрасную гирлянду. · В Веданте принято, что бескорыстное служение очищает личность и подготавливает её к сосредоточению и медитации. Свами Чинмаянанда
Если я впотьмах нащупываю ключ на столе, и кто-то зажигает свет, я могу сказать, что он помог мне его найти. Нелепо предполагать, что свет создал ключ. Следуя этой аналогии, Высшее «Я» уже пребывает в нас, но скрыто неблагоприятными условиями. Когда эти условия устраняются, оно раскрывается. Эта негативная атмосфера в сердце, скрывающая Высшее «Я», и есть «тьма, рождённая неведением». Помните, даже во тьме неведения Высшее «Я» пребывает; оно просто недоступно для нашего внутреннего опыта. Когда искатели, утвердившиеся в «постоянном осознании Высшего», овладевают Буддхи-йогой, они становятся готовы к переживанию своей подлинной тождественности с Высшим «Я». Свами Чинмаянанда
Конечная фаза, переживаемая, когда пелена неведения полностью поднята, — это Само-раскрытие, которое происходит в Его собственном Свете. Часы со светящимся циферблатом лежат на столе в тёмной комнате. В окружающей тьме я ищу эти часы. Когда я убираю различные бумаги и книги, скопившиеся на столе, я внезапно обнаруживаю часы, узнавая их по собственному свету. Самосияющая Истина, когда скрыта дымкой неведения, может казаться несуществующей. Когда окутывающее неведение устранено, её собственного сияния достаточно, чтобы озарить её. Когда «тьма неведения рассеивается сияющим Светочем Знания», Высшее «Я» предстаёт раскрытым в Своей собственной славе как Единое-без-второго, Всепроникающее и Всеполное. Этот акт Само-раскрытия предпринимается Господом, Высшим «Я», который всегда «пребывает в сердцах своих преданных». Это благодатное действие раскрытия предпринимается «в духе сострадания» — фактически, к Самому Себе. Свами Чинмаянанда
Покровы неведения - суть не что иное, как собственные умственные волнения, вызванные помрачённостью различения. Свами Чинмаянанда
Эго — это «ночной дух», оно рождено во тьме неведения и действует только в ней. Оно — владыка ночи. Внесите свет знания, и тьмы не станет, а с ней исчезнут и все её порождения. Устранение эго через одно лишь правильное понимание обеспечивает его полное искоренение. Достижение состояния беэговости иными средствами временно и ведёт к его новому всплытию. Свами Атмананда Сарасвати
Веданта вновь и вновь провозглашает, что «освобождаешь себя лишь знанием, а не каким-либо особым переживанием». Студент-медик, завершивший обучение и получивший диплом, поначалу сильно осознаёт, что стал врачом. «Теперь я врач» — это его «переживание», в котором он непрерывно и радостно пребывает. Позже, спустя некоторое время, даже если он может не удерживать сознательно мысль «я врач», тем не менее, первоначальное усилие по сознательному и непрерывному пребыванию в этой мысли теперь превращается в «знание» того, что «я врач», и это «знание» действует на все его мысли, планы и взаимоотношения — бессознательно. Теперь не имеет значения, осознаёт ли это человек или нет, знание будет продолжать действовать. Быть может, легко управляться с переживаниями, или иногда даже возвышаться над переживающим, но настоящая задача — справиться с глубоко укоренившимся «знанием» о том, что я есть ограниченный переживающий. Можем ли мы искоренить те ошибочные представления, которые просочились глубоко в нашу психику? Это и есть единственная задача всех писаний Веданты и учителей. Подлинная свобода — это свобода от тех беспочвенных предположений и заблуждений относительно нашей истинной сути и постижение истин, открытых Упанишадами — священными текстами, являющимися источником достоверного знания. Свами Атмананда Сарасвати
Молитва нужна не для того, чтобы изменить обстоятельства вокруг тебя, а чтобы дать тебе защиту от них. --- Давайте медитировать и самим открыть для себя её преимущества и благословения. И в этом мы должны помочь себе; никто другой не сможет нам помочь. --- Когда ум спокоен, интеллект остёр. --- Преданный считает события в своей жизни частью Его плана для него и будет стараться сиять при любых обстоятельствах своими эффективными и радостными действиями. --- БУДЬ СПОКОЕН: ГОСПОДЬ НЕ ПОКИНЕТ ТЕБЯ В БЕДЕ... ДЕРЖИСЬ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО РАВНОВЕСИЯ. --- Пусть вся наша жизнь будет песней преданности, от всего сердца воспеваемой в хвалу Тому, кто всегда в нашем сердце. --- Духовная жизнь всеобъемлюща. Просто частичных усилий, направленных на один аспект твоей личности, недостаточно для того, чтобы зафиксировать прогресс. --- Для истинного искателя в Веданте падение невозможно. --- Величайшая радость в жизни — в отдавании, в любви и в жертвовании. Чтобы отдавать, мы должны иметь изобилие в самих себе. Мы не можем отдать то, чего у нас нет. Поэтому сначала создай полноту. --- Это прекрасное стремление — становиться всё более безмолвным и проводить свои уединённые часы в «Рама-смаране» [вспоминании Рамы]. Это стремление — на самом деле Зов самого Рамы. Подчинись ему. --- Чем гуще тьма, тем ярче свет, который её разрушает. --- Мудрый человек не видит никаких различий в мире, ибо он есть не что иное, как Брахман. Свами Чинмаянанда
Истинный ученик — должен прежде всего обладать ненасытной жаждой понимать, знать и постигать. Без этого стремления никакое знание не может быть усвоено учеником с пользой. Это особенно верно для НАУКИ О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ и саморазвития. Ибо здесь, как нигде более, приобретённое знание не только следует переварить и усвоить, но и интенсивно проживать. Поэтому стремление слушать признано одним из благороднейших качеств, необходимых для подготовленного ученика в Веданте, если он хочет БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В КАКОМ-ЛИБО ПРОДВИЖЕНИИ на Пути Знания. Свами Чинмаянанда
В физическом мире верно, что солнечный свет отражается от всех объектов одинаково, будь то тусклый камень или зеркало; но в зеркале отражение более ясно и эффективно блестит. Свами Чинмаянанда
Сама мысль о том, что ты хочешь «достичь» полноты посредством ещё какого-то процесса «становления», является порождением неведения. Таким образом, неведение относительно фактов жизни и истины нашего «Я» и последующее принятие чего-то иного за истину — это и есть Рабство. А «увидеть» факты такими, какие они есть, и тем самым освободиться от этой внутренней неполноты — это и есть Освобождение. Свами Атмананда Сарасвати
То, как вы действуете на уровнях тела, речи и ума, гораздо важнее всей совокупности знаний и фактов, что хранятся в вашей памяти, почерпнутые из книг или даже услышанные от лам, гуру, йогинов или кого бы то ни было. Ответственность за ваше освобождение и просветление лежит на вас самих, а не на вашем ламе. Ваши духовные достижения произрастут из ваших личных качеств, ваших собственных способностей, а не чьих-либо ещё. Если вы начнёте горестно взывать: «О лама, как мне быть?» — это будет ошибкой. Эффективность вашей духовной практики зависит исключительно от того, как вы сами распорядитесь тем, чем обладаете, от вашего собственного внутреннего потенциала. Лама Еше
Порою забавно наблюдать, на какие только уловки не пускается эго, какую изощрённую логику ни изобретает, лишь бы избежать возможности склониться к стопам того, кто есть воплощение истинного знания и любви. Свами Атмананда Сарасвати
149. Переживание веданты возможно только для полностью отказавшихся от всех желаний. Для обуреваемых желаниями оно далеко, и поэтому им следует стараться избавиться от всех других желаний, возжелав Бога, свободного от желаний. Садху Ом: Термин «веданта» обычно понимают как обозначающий определенную систему философии, но его истинное значение – переживание джняны, обретаемое при завершении (анта) Вед. Гуру Вачака Коваи
Сила васан 155. Некоторые дживы страдают, часто отбрасываемые назад в бурлящий поток самсары своими васанами, которые, подобно озорным мальчишкам, не позволяют им зацепиться за берег Истинного Я. Садху Ом: Озорные мальчишки иногда сталкивают обратно мелких тварей, пытающихся выбраться на берег из опасных водоворотов потока; это используется как сравнение в отношении джив, старающихся удерживать внимание на Истинном Я и оказывающихся постоянно втягиваемыми своими васанами обратно в самсару, бурлящий поток мирских мыслей. Гуру Вачака Коваи
Садху Ом: Джива, наше ложное существование, – лишь проекция на экране нашего подлинного Бытия – Истинного Я. В кинофильме, показывающем сцену царского двора, царь видится как обозревающий свой двор; подобно тому как он предстает видящим, хотя на самом деле является одной из неживых картинок (видимым), джива, которая видит мир, кажется видящей, хотя на самом деле она – тоже одна из неодушевленных картинок, проецируемых на экран Истинного Я.
Когда человек достигает состояния, в котором признаёт, что Бесконечное не может быть достигнуто действием или мыслью — которые сами по себе ограничены, — он созревает для того, чтобы вызвать и принять Бесконечное в себе. Ночур Венкатараман
Говоришь, ты ничего не можешь сделать? Так ведь это доказывает, что ты есть «не-делатель»! Ганпатрао Махарадж