Афоризмы вайдики (махавакьи) таковы: (1)Тат твам аси - Ты есть То (2) Айам атма брахма - Атман есть Брахман (3) Праджнянам брахма - Сознание есть Брахман (4) Ахам брахма асми - Я есть Брахман. Все это указывает на недвойственную идентичность индивидуальной души(Джива) и высшей души (Атман), поскольку за ними обеими стоит недвойственный Брахман, Абсолют. Махавакьи - это не просто афоризмы, но драгоценные ключи, открывающие врата к более богатому переживанию, который находится за пределами слов и в равной степени за пределами понимания нашего интеллекта. Посредством процесса отрицания лжи и утверждения позитивной Истины человек достигает святой земли высшего духовного переживания "я есмь Брахман" (ахам брахмасми). Свами Чинмаянанда
Нисаргадатта: Вы не можете достичь чего-то, чем вы не являетесь. Вы должны быть совершенны с самого начала. Следовательно, вы есть это. Вам не нужно чего-то достигать. Вы пытаетесь установить цель. Это только ваш ум создаёт что-то, понимаете. Вы не знаете факт, потому что вы и есть факт. Как вы сможете узнать факт объективно? То есть, если это факт, он субъективен. Вы не можете знать его как нечто отличное от вас! Если вы знаете его как отличное от вас, оно становится объективным и эфемерным, мимолётным. Вот почему все люди заняты духовными поисками, понимаете. Они приходят с протянутой рукой и желают, чтобы что-то благословили. Но когда вас благословляют, вы протягиваете другую руку и просите благословить и её тоже. Реализация Самости — это не что-то, что преподносят на блюдечке. Она уже здесь. Что тут можно дать? То, что можно вам дать, должно быть куда-то положено. Вам не нужна никакая безопасность или что-то в этом роде. Это уже здесь. Если вы чувствуете, что этого нет, вы никогда этого не достигнете. П: Но некоторые инструкции всё же помогают. М: Если вы получаете инструкции, предлагающие некие указания или некий метод, вы снова попадёте в трудности. Нет ничего подобного; нет пути, нет инструкций. Вот что вы должны понять. П: Есть глубоко укоренившиеся привычки. М: Да, но как только вы узнаете мимолётность и нереальность этих привычек, зачем вам беспокоиться о них? Искорените привычку. Идите дальше! Если вы не можете, значит, вы ещё не можете понять, что является полной и окончательной истиной. Нет пути, нет инструкций, нет метода, нет техники. Вы завершены, вы есть Одно.
Я хотел бы знать, каким путём вы пришли к этой жизни и как выросли, чтобы сформировать этого человека. Если вы скажете это мне, тогда я укажу вам путь обратно. Это всё идеи, концепции! Грандиозная идея, что вы родились, выросли и прошли тот или иной путь. Люди рассказывали вам это. Я хочу, чтобы вы вернулись к источнику, из которого вы, кажется, появились. Остановитесь там и обнаружьте его. Оглянитесь назад и посмотрите, что там происходит. Не следуйте за течением и увидьте глубинную природу вещей. Вернитесь назад. Поднимитесь к её источнику и посмотрите, есть ли там что-то. Вернитесь к той точке, из которой вы, как кажется, произошли, и посмотрите, действительно ли вы пришли. В этом красота моего учения. Оно возвращает вас к источнику и не позволяет вам отклоняться от него вообще. Нисаргадатта
Индивидуальное сознание — ваш гость, не так ли? Его не было, и позже его не будет; оно пребывает с вами временно. Нисаргадатта
Когда ум обращается к своему источнику, он становится спокойным и свободным от мыслей. В этом и заключается величайшая помощь гуру, Бога, любого духовного существа. Мы игнорируем мысли для того, чтобы направить внимание на источник бытия. Внутри в тишине нас ждет наше истинное «Я». И если мы понимаем, что реально только высшее «Я», тогда чего нам опасаться? Даже не опираясь на физическое присутствие великого учителя, мы можем упражняться в отстранении внимания от всего внешнего. Сначала ум будет чувствовать пустоту. В этом проявляется темнота ума, так как он воспринимает отсутствие мыслей как пустоту. Но по мере погружения в свой источник он растворяется в Том. На этом игра заканчивается. Сначала мы видим высшее «Я» как объект. Затем мы воспринимаем «Я» как пустоту. Позже мы можем увидеть «Я» как «Я». Только в последнем случае имеет место не ви́дение, но чистое бытие. Увидев пустоту, переведите внимание с нее на того, кто видит, т.е. на Сознание, которое воспринимает пустоту. Знайте, что вы есть неизменное абсолютное осознанное Бытие. Р. Варадараджан Из книги Ратан Лал, "Будь тем, кто ты есть. Техники управления умом" (Ранее книга издавалась под названием «Единство Божественности»)
Для того чтобы пройти путь от стадии абстрактного понимания до стадии непосредственного восприятия Брахмана, мы должны погрузиться в состояние чистого Сознания и пребывать в нём до тех пор, пока не исчезнет ощущение обособленности от высшего «Я». Атман, представляющий собой само осознание, нельзя рассматривать как объект. А всё, что не может быть воспринято нами как объект, остаётся недоступным интеллектуальному пониманию. Ратан Лал, "Будь тем, кто ты есть. Техники управления умом"
Весь этот круговорот жизни, эта самсара связана с незнанием, результатом которого является зависимость, оковы. Только когда незнание искореняется, оковы слабеют и достигается освобождение. В силу естественных причин незнание упорно продолжает существовать. Это похоже на то, как создается иллюзия, будто ваш поезд движется, хотя на самом деле он стоит, а движется поезд на параллельных путях. Следите только за вашим поездом, и вы узнаете правду; наблюдая же за другим поездом, вы будете обмануты. Бесполезно искать причину этой иллюзии, ищите – как избавиться от нее. Невежество – это семя, из которого вырастает самсара и которое может быть уничтожено только с помощью Брахмаджняны. Другого способа нет. Саи Баба
Все то, чего когда-то не было и не будет впоследствии, не более чем "ничто" даже в настоящем. Саи Баба
Что означает прогресс? Нет никакого прогресса в духовном смысле. Быть всё более и более уверенным в слове гуру, понимать больше вашу истинную природу — вот всё, что имеет значение. В противном случае, нет никакого духовного прогресса или духовного пути, ибо вы есть То. Но вы должны быть абсолютно уверены в этом. Нет никакого прогресса. Вы должны отменить слово «прогресс». Нисаргадатта [А также отменить слово "эволюция", что одно и то же]
Что насчёт видений, которые у вас бывают в медитации? Не придавайте им слишком большого значения. Единственное чудо— это то, что когда вы знаете, что вы есть, вы также видите мир. Это означает, что в вашем индивидуальном сознании присутствует весь мир. Это само по себе, несомненно, является чудом: видеть мир своим сознанием. Какого ещё большего чуда вы желаете? Нисаргадатта [Кроме того, я бы добавила, что Я - это Самовосприятие Сознания в виде мира. Или, как Лакшми любит говорить: "мир - это Бог, ставший видимым для Самого Себя". Это и есть безусильное естественное Бытиё Собой]
Очень полезно избавиться от всех ваших сомнений. Вот почему сессия вопросов и ответов необходима. Я всегда хочу, чтобы вы задавали вопросы. Иначе, если вы держите сомнения внутри, они останутся в вас. Лучшее место, чтобы избавиться от всех концепций, — здесь. Нисаргадатта
Тот, кто утверждает, что приобрёл знание, но беспокоится о своей участи, не может считаться джняни. Нисаргадатта
Я не продвигаю никакую религию и не занимаю никакой позиции относительно чего бы то ни было. Я даже не претендую быть мужчиной или женщиной. Я населяю исключительно Самость. Нисаргадатта
Пока Атман не раскроет Себя, все находятся под гипнозом трех гун. Пока осознание Самости не пробудится внутри, невежественный человек проецирует действия ума, тела и чувств на Самость и впадает в заблуждение, думая: "Я переживаю это". * Когда несовершенство относительного знания раскрывается, и страдание разъедает осознание, тогда человек спрашивает: "Что со мной не так?" Это священный момент для передачи учения. * Все негативные последствия приходят к человеку из-за медлительности интеллекта в постижении Истины. * Знание Самости должно быть подобно капюшону кобры. Легкое прикосновение — и кобра поднимает капюшон с шипением. Так же, когда знание созревает и становится бдительным, оно мгновенно реагирует даже на легкое прикосновение страдания. Оно просто выскальзывает из хватки майи с огромной скоростью. Сила убежденности разворачивается с шипением! Такое знание — целостное, совершенное. * Чтобы быть Самостью, тебе не нужны ум или мышление. Только "Я ЕСТЬ" сияет свободным от мыслей. Как только появляется "другое", мышление неизбежно. Мышление — это метка, по которой майя обнаруживает эго, чтобы наказать его. Когда мысли утихают, майя не находит эго, и человек просто выходит за пределы. Поэтому будь НЕПОДВИЖЕН. Ночур Венкатараман
Грех — это неправильный рисунок мысленных каналов, вытравленный в уме деволюционными мыслями, порождёнными заблудшим эго в его невежестве и привязанности к телу и объектам. Эти греховные васаны заставляют эго действовать как животное и совершать низкие и порочные преступления. * Медитация — это «путь», на котором эго учится отказываться от ложных представлений о себе и жизни и приходит к переживанию своей божественной природы. * Саморазвитие и внутренний рост невозможны без непрерывных и искренних усилий. * Правильное Знание (джнана) раз и навсегда завершает все кармы, ибо заблудшее эго уничтожается в свете Самопознания. Свами Чинмаянанда
Душа - это индивидуализированное выражение Духа. * Истинная природа материи - это иллюзорная объективация Духа. Парамахамса Йогананда