Просветлённые о Смерти

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Эриль, 8 окт 2019.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    АЛЕКСАНДР И МУДРЕЦ

    Один примечательный случай произошёл во время вторжения греческого царя Александра в Бхарату.

    В IV веке до н. э. в лесах Такшашилы жил просветлённый мудрец. Александр узнал о нём и пожелал встретиться. К его удивлению, мудрец вежливо отказался. Тогда царь отправил к нему своего приближённого с золотом и дорогими дарами, чтобы склонить его к визиту. Когда мудрец отверг и подношения, Александр пришёл в ярость и замешательство — впервые кто-то осмелился ослушаться его.

    Вместо того чтобы ждать мудреца, царь сам отправился наказать его. Прибыв с войском к жилищу отшельника, он увидел его погружённым в медитацию.

    Александр гневно спросил: «Почему ты отказался от моего приглашения и даров?» Мудрец спокойно ответил: «Я отвергаю твоё гостеприимство, потому что твоё богатство добыто неправедно и запятнано кровью невинных».

    Эта прямая и правдивая речь потрясла Александра. В ярости он воскликнул: «Ты знаешь, кто я?!» Мудрец парировал: «А ты знаешь, кто ты?» — но глубинный смысл этого вопроса был потерян для завоевателя.

    Не выдержав, Александр обнажил меч и пригрозил: «Тебя не страшит, что я могу убить тебя прямо сейчас?»

    Услышав это, мудрец рассмеялся над его невежеством и прочитал шлоку из «Гиты»: «Найнам чинданти шастрани…» — затем продолжил:

    «Я — тот Атман, которого не может коснуться оружие, не может сжечь огонь, намочить вода. Со мной ничего не может случиться. Нет места, где бы меня не было. Я — всепроникающий; твоя страна, эта страна, всё пространство — лишь картина на мне. И всё же я не вижу ничего в себе. Я — Брахман. Я пребываю в Нирване, где нет ни творения, ни сохранения, ни разрушения».

    Сказав это, мудрец замолчал. Глупый завоеватель стоял ошеломлённый.

    Ночур Венкатараман
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    "Я есть такой-то" - заклинание, вызывающее смерть.

    Дасбодх
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    2.27 Смерть неизбежна для рожденного, а новое рождение неизбежно для умершего. Поэтому не скорби о неизбежном.

    Не скорби о том, что не имеет решения. Когда карма, которую необходимо пережить через тело, исчерпывается, тело распадается, и мы называем это смертью.

    После рождения только смерть можно предсказать с абсолютной уверенностью. Эта жизнь — лишь одна глава в долгой череде перерождений.

    Пока существует неведение, душа после смерти принимает новое тело и вновь воплощается — это тоже неизбежно.

    Процесс перерождения настолько сложен, что грубый ум не способен его постичь. Это знают только мудрецы, обладающие проницательным видением; для остальных это остается предметом веры в авторитет Писаний.

    Цель этого стиха — также устранить скорбь. Здесь Бхагаван говорит:

    «Для рожденного смерть неизбежна, а для умершего неизбежно рождение. Поэтому в том, чего нельзя избежать, ты не должен скорбеть».

    Когда мы сталкиваемся с неразрешимой проблемой, лучший выход — растворить ее. Как растворить проблему?

    Бхишма раскрывает этот секрет Юдхиштхире в Мокшапарве:

    «О царь! Простое решение, чтобы освободиться от неразрешимой проблемы — перестать размышлять и скорбеть. Если есть проблема, которую можно решить — действуй, приложи все усилия. Если же нет — отпусти ее, полностью забудь. Прекрати думать».

    Некоторые проблемы неразрешимы по самой своей природе. Рождение и смерть относятся к их числу. Не позволяй им влиять на тебя.

    Единственный выход — отвлечь ум от событий мира. Наша жизнь от рождения до смерти состоит из всей мирской суеты — трагедий, комедий, удовольствий, страданий и прочего.

    А после смерти, до следующего рождения, начинается суета иных миров — астральных или небесных. По крайней мере, земная жизнь нам знакома. Но законы потустороннего мира непостижимы.

    Непостижимая природа жизни за пределами

    Когда Бхагавана Шри Раману Махарши спросили: «Может ли человек переродиться в течение двух лет после смерти?», Мудрец ответил:

    «Вполне возможно. Он мог уже родиться где-то, и ему может быть даже семьдесят пять лет или больше».

    Этот ответ кажется загадочным, не так ли? Он раскрывает непостижимую природу жизни за пределами смерти.

    В Йога Васиштхе множество подобных необъяснимых историй.

    Жизнь, как мы знаем ее здесь — лишь песчинка; остальное подобно океану. Не пытайся погрузить свой ум в непостижимое.

    Успокой интеллект. Останови мысли. Скорбеть о преходящем — величайшая глупость. Разумный человек обратится к Истине внутри и обретет радость здесь и сейчас. В этом — единственная достойная цель.

    Сила Кришны — смеяться над судьбой

    parihāra означает «решение». «Если нет решения, о Арджуна, просто смейся над этим».

    Мы видим, как Кришна демонстрировал эту силу много раз в своей жизни. Никогда он не скорбел ни о чем.

    Когда Гандхари, обезумевшая от горя после гибели своих детей, прокляла его:

    «Через тридцать шесть лет твой род Ядавов истребит себя в междоусобице, а ты сам погибнешь от стрелы!»,

    весь мир содрогнулся от ужаса. Васудева, Господь, проклят! Но как отреагировал Кришна? Он просто рассмеялся — смехом Всеведущего.

    Его голос, мягкий, как звуки флейты, и взгляд, полный сострадания, обратился к охваченной горем Гандхари:

    «Довольна ли ты теперь, мать? Успокоился ли твой ум? Твое проклятие — лишь предсказание того, что и так должно случиться. Ты лишь озвучила судьбу, вот и все».

    Так ответил Кришна. То, что он прожил и познал, он преподал Арджуне. В нем не было и следа скорби — только сострадание к страдающей душе.


    Ночур Венкатараман
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    2. 30. О Бхарата! Внутренний Обитатель в телах всех существ вечно неразрушим. Поэтому ты не должен скорбеть ни о ком.

    Атман, пребывающий в телах всех существ, находится за пределами смерти - Его нельзя убить. Поэтому не скорби!

    na tvaṃ śocitumarhasi (ты не должен горевать) - снова и снова звучит этот посыл.

    КАК ТОЛЬКО ДУША ВОСПРИМЕТ ЭТОТ ПОСЫЛ ВСЕМ СВОИМ ЕСТЕСТВОМ - ЧТО ОН НЕ ТЕЛО - УМ ПОСТИГАЕТ БЕСКОНЕЧНОСТЬ, И ВНУТРЕННЯЯ СИЛА ВЗЛЕТАЕТ ВСЁ ВЫШЕ, ПОКА НЕ ДОСТИГНЕТ ВЕРШИНЫ.

    Смерть едина, будь то гибель одного человека или бесчисленных воинов на поле боя. Не скорби. Нет смерти - знай это наверняка. Когда ты постигнешь эту истину, освободишься от горя и обретешь абсолютную свободу.

    В случае Арджуны это редкое и катастрофическое событие - он столкнулся лицом к лицу с колоссальным разрушением. В обычной жизни мы сталкиваемся лишь с единичными потерями, но война несёт массовую гибель.

    Однако в обоих случаях страдание возникает лишь из-за привязанности к ушедшим. Истинная причина скорби - не смерть, а привязанность. Лекарство от этого - свобода от привязанностей. И для этого Бхагаван даёт нам знание: тело и Атман различны.


    Первый прорыв в духовной садхане - осознание: Я - не тело. Именно для распространения этого послания святые странствуют и учат.

    Как только душа всем своим существом воспримет эту истину, ум постигает бесконечность, и внутренняя сила взлетает ввысь, пока не достигнет вершины.

    Считать себя телом - фундаментальная ошибка. Если она остаётся, какие бы благие дела человек ни совершал, какие бы йогические практики ни выполнял, сколько бы часов ни проводил в состоянии, подобном самадхи, он не постигнет Высшую Истину.

    Поскольку всё знание и весь опыт строятся на ложной идее Я - тело, пока она не устранена, какие бы высоты ни были достигнуты, человек вернётся в ту же тюрьму.

    Поэтому первое упадеша (наставление) - устранить это ложное представление.

    Dehī - тот, кто пребывает в deha (теле).

    Никто и никогда не может уничтожить dehī.

    Такова природа этой Бесконечной Истины. Поэтому не стоит скорбеть ни о ком в этом мире. Эта истинная сущность, Атман, не может быть затронута.

    Чем сильнее человек, тем ярче он выражает эту истину в жизни и действиях. Чем больше мужества, тем выше его стойкость.


    Если ты сможешь отделиться от тела и пребывать в Чит (чистом осознании), здесь и сейчас, ты обретёшь счастье, покой и освободишься от всех уз.

    (Аш.Ги. 1.4)


    Ночур Венкатараман
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА

    Свами Ранганатананда упоминает этот случай в своём комментарии к Гите:

    Еврейские учёные в нацистских тюрьмах Гитлера подвергались чудовищным испытаниям - пыткам, мучениям и страданиям. Многие погибли. Среди немногих выживших был Виктор Франкл.

    Он написал книгу о жизни в концлагере, где рассказал, что выжил благодаря позиции наблюдателя - постоянно напоминал себе, что он не тело. Иначе он бы сломался, но ему удалось отделиться от тела.

    Он начал воспринимать себя как свидетеля происходящего, как Атман. Такой отстранённый взгляд дал ему силу вынести всё. Он смог перенести все пытки, его ум оставался невозмутимым, и он выжил.



    СОКРАТ: ПОЙМАЙТЕ НАСТОЯЩЕГО МЕНЯ

    В диалогах Платона описан момент, когда Сократ встречает смерть. Он встретил её с абсолютным мужеством и покоем. Его ум оставался спокойным и бесстрашным, потому что он глубоко знал: он не тело, а бессмертный Атман.

    Платон подробно описывает этот эпизод. Сократ вот-вот должен был выпить яд, а его ученики сидели вокруг, подавленные.

    Единственным спокойным человеком был сам Сократ, который упрекнул их: Я отослал женщин, потому что они плакали и мешали мне сохранить мир в момент смерти. Но вы, юноши, тоже плачете!

    Тогда старый друг Критон спросил его: Сократ, как мы похороним тебя?

    Учитель ещё не умер! Яд он должен был принять через несколько минут. Но ученик уже спрашивает: Как тебя похоронить?

    Сократ мягко улыбнулся и сказал:
    Критон, прежде чем задать этот вопрос, тебе нужно поймать настоящего меня.

    Слышите? Это чистая Веданта - каждое слово.

    Ободрись, Критон. Ты говоришь об этом теле? Поступай с ним, как поступают с телами других.

    Атман нельзя уничтожить, сжечь, намочить, высушить или похоронить.

    Здесь ясно видно: это знание о бессмертии Атмана даёт абсолютный покой, собранность и мужество. Оно наполняет миром не только самого человека, но и окружающих. Это не просто теория - это пережитый опыт.


    Ночур Венкатараман