Притча о пассажире и его багаже Один деревенский житель никогда прежде не ездил на поезде. Он получил срочную телеграмму от жены, жившей в другой далёкой деревне, о том, что она тяжело больна и хочет его видеть и поговорить с ним. Мужик прибежал на станцию, купил билет, сел в поезд, и тот тронулся. К несчастью, путь сразу за станцией ремонтировался, и поезд ехал по нему очень медленно. Мужик видел раньше, с какой скоростью обычно мчатся поезда. Он не мог понять, почему этот теперь ползёт так медленно. Он сгорал от нетерпения поскорее добраться до деревни, где была его жена. Он начал напряжённо размышлять и наконец додумался: «Какой же я дурак! Я не только сам обременяю поезд, но ещё добавил ему тяжести, погрузив свой тюк и сундук. Только из-за этого груза поезд и идёт так медленно». Немедленно он взвалил сундук и тюк себе на голову — к великому изумлению и потехе попутчиков. Подобным же образом человек садится на этот поезд земной жизни. Его самого везёт некая незримая сила. Но его «жена» (счастье) в серьёзной опасности, и он хочет поскорее добраться до неё. Здесь не всегда всё происходит так, как хочется. Нетерпеливый человек считает, что если он возьмёт на свою голову ответственность за семью и детей, за дела и домашние заботы, то он достигнет своей цели — счастья — гораздо быстрее. Он забывает или просто не знает, что в любом случае это поезд везёт и его самого, и весь тот груз, который он может взвалить либо себе на голову, либо поставить на пол вагона. Бог — защитник всего. Однако глупец думает, что это он сам отвечает за жену и детей, за дом, дело и имущество. Свами Шивананда
Притча о человеке, потерявшем рассудок Один человек играл в крикет. Внезапно мяч с силой ударил его по затылку. У него потемнело в глазах, голова закружилась. Он упал, словно в смертельном обмороке. Его доставили в больницу. После различных процедур и уколов к нему вернулось сознание. Он стал просить есть, плакал, с великим страхом вглядываясь в незнакомый мир. Он спрашивал окружающих: «Кто вы? Что это за место?» Медсёстры поняли, что он лишился рассудка. Он забыл всех родных, не мог вспомнить, чей он сын. Пожилая медсестра, которая выхаживала его, словно сыграла роль его матери. Она приняла его как сына, и человек поверил, что она и есть его настоящая мать. Он обрёл новый круг знакомств и новых друзей. Не прошло и года, как его вновь неодолимо потянуло на крикетное поле. Играл он так же мастерски, как и прежде, хотя никого из старых товарищей не узнавал. Люди дивились этому странному превращению. Подобно этому, человек играет в игру жизни на земном плане. Внезапно его настигает смерть. Всё вокруг погружается во мрак. Он теряет сознание. Вестники из иного мира уносят его, и он проходит через испытания за содеянное. Затем его сознание медленно возрождается вновь, когда мать даёт ему новое рождение. Он плачет при виде незнакомого мира и инстинктивно тянется к материнской груди. По мере взросления он начинает спрашивать: «Кто это? Что это?» Он забыл своего истинного Отца и Мать — Бога. Женщина, родившая его, говорит: «Я твоя мать» — и он принимает её как таковую. Затем он обзаводится новым кругом родных и друзей. Но вскоре он начинает играть ту же самую старую игру жизни, неодолимо влекомый самскарами и склонностями прошлых воплощений. Мудрые люди поражаются этой тайне перерождения. Хотя память о прошлом рождении утрачена, самскары и васаны не исчезают — именно они продолжают вести его по пути сансары. Свами Шивананда
Притча о паломнике-скряге Человек, желая отправиться в паломничество, занял у своего друга сто рупий. Он посетил многие святые места и вернулся домой. Когда он встретил друга, и тот попросил вернуть долг, паломник с удивлением спросил: «Сколько же я должен заплатить?» — «Как сколько? Сто рупий!» — «О, так вы хотите получить всё целиком?» Вопрос поистине удивительный. Но не менее удивительно поведение человека в духовном смысле. Джива вступила на обширное поле сансары и странствовала по разным мирам — воплощаясь минералом, растением, животным, а затем и человеком — с помощью сознания, словно взятого взаймы у Бога. В человеческом рождении джива оказывается очень близко к Дому, то есть к Богу. И вот, когда путь почти завершён, Бог требует, чтобы занятое сознание было полностью возвращено Ему. Иными словами, человек должен осознать, что вся его душа принадлежит Богу, и всё его сердце должно быть полностью предано Ему. Но неразумный человек, ослеплённый вожделением, жадностью и привязанностью, не желает этого сделать. Какое же великое чудо слепоты! Как могущественна Майя! Свами Шивананда