На кладбищах

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Лакшми, 5 сен 2017.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250503_222845_459.jpg

    В один день, и почти сам не помня как, он забрёл на кладбище, на котором похоронили Лизу, и отыскал её могилку. Ни разу с самых похорон он не был на кладбище, ему всё казалось, что будет уже слишком много му́ки, и он не смел пойти. Но странно, когда он приник на её могилку и поцеловал её, ему вдруг стало легче. Был ясный вечер, солнце закатывалось, кругом, около могил, росла сочная, зелёная трава, недалеко в шиповнике жужжала пчела, цветы и венки, оставленные на могилке Лизы после погребения детьми и Клавдией Петровной, лежали тут же, с облетевшими наполовину листочками. Какая-то даже надежда в первый раз после долгого времени освежила ему сердце. «Как легко!» — подумал он, чувствуя эту тишину кладбища и глядя на ясное, спокойное небо. Прилив какой-то чистой безмятежной веры во что-то наполнил ему душу. «Это Лиза послала мне, это она говорит со мной», — подумалось ему. Совсем уже смеркалось, когда он пошёл с кладбища обратно домой. Не так далеко от кладбищенских ворот, по дороге, в низеньком деревянном домике, помещалось что-то вроде харчевни или распивочной, в отворённых окнах виднелись посетители, сидевшие за столами.

    Фёдор Достоевский
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250503_223008_886.jpg IMG_20250503_223008_413.jpg

    Кладбище под окнами жилого дома
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    eda-na-kladbishhe.jpg

    А страсть к кладбищам русская, национальная черта. Страсть к кладбищам очень русская черта.

    В праздничные дни провинциальный город — ведь вы, и как это жаль, совсем не знаете русской провинции — великодержавный Санкт-Петербург — как будто всё в нём одном.

    На праздниках на кладбище фабричные всей семьей отправлялись — пикником — с самоваром, закусками, ну и, конечно, с водочкой.

    Помянуть дорогого покойничка, вместе с ним провести светлый праздник.

    Всё начиналось чинно и степенно, ну а потом, раз, как известно, веселие Руси есть пити, напивались, плясали, горланили песни.

    Иной раз и до драки и поножовщины доходили, до того даже, что кладбище неожиданно украшалось преждевременной могилой в результате такого праздничного визита к дорогому покойничку.

    Иван Бунин
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250512_222528_663.jpg

    кладбище 2 века до н.э. в Китае из 130 захоронений, все тела помещены в глиняные горшки, некоторые последовательно в 2 или 3 с прослойкой из травы и засыпки
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250518_195547_515.jpg

    "Вход на кладбище".
    Каспар Давид Фридрих (1774-1840).


    С середины 1820-х художник жил замкнуто и одиноко, в сущности, задолго до своей смерти он был забыт зрителями. Только в начале ХХ века мастер был оценен по достоинству.

    В его позднем творчестве мотив кладбища начинает играть важную роль. Представленное полотно было начато в 1825, но осталось незаконченным.

    Величественные ворота, изображенные на нем, - живописная реминисценция ворот дрезденского Троицкого кладбища.

    Образ кладбища - один из самых богатых в психологическом плане - вызывает множество ассоциаций и заставляет задуматься.

    В контексте романтической культуры он, в первую очередь, рождает мысли и ощущение меланхолии, щемящей тоски, горького осознания бренности всего земного.

    Фридрих усиливает эти настроения еще и тем, что изображает уже заброшенное, всеми забытое кладбище. Такой вид ему придавала фантазия художника, который впоследствии будет здесь же похоронен.

    Как всегда в романтическом искусстве, природа пасмурна, даже когда небо безоблачно, как в данном случае, освещение зловещее и нагнетающее мрачные чувства.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    i.jpeg


    Кладбище

    Один голос

    Страшно в могиле, хладной и темной!
    Ветры здесь воют, гробы трясутся,
    Белые кости стучат.


    Другой голос

    Тихо в могиле, мягкой, покойной.
    Ветры здесь веют; спящим прохладно;
    Травки, цветочки растут.


    Первый

    Червь кровоглавый точит умерших,
    В черепах желтых жабы гнездятся,
    Змии в крапиве шипят.


    Второй

    Крепок сон мертвых, сладостен, кроток;
    В гробе нет бури; нежные птички
    Песнь на могиле поют.


    Первый

    Там обитают черные враны,
    Алчные птицы; хищные звери
    С ревом копают в земле.

    Второй

    Маленький кролик в травке зеленой
    С милой подружкой там отдыхает;
    Голубь на веточке спит.


    Первый

    Сырость со мглою, густо мешаясь,
    Плавают тамо в воздухе душном;
    Древо без листьев стоит.

    Второй

    Тамо струится в воздухе светлом
    Пар благовонный синих фиалок,
    Белых ясминов, лилей.


    Первый

    Странник боится мертвой юдоли;
    Ужас и трепет чувствуя в сердце,
    Мимо кладбища спешит.

    Второй

    Странник усталый видит обитель
    Вечного мира — посох бросая,
    Там остается навек.

    Н. Карамзин 1792 г.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250714_211751_684.jpg

    В викторианской Англии (и не только) люди всерьёз боялись быть похороненными заживо — и у этого страха было даже название: тапофобия. В ответ на это родилась странная, но абсолютно реальная традиция: в гроб устанавливали специальный механизм с верёвкой, которая вела наружу — к колокольчику.

    Если «покойник» вдруг очнётся в могиле, он мог дёрнуть за верёвку, и звон колокола сигнализировал, что человек жив. Такие устройства стали настолько популярны, что даже появились инструкции по их сборке в медицинских журналах XIX века.

    Некоторые кладбища даже имели «дежурных», которые ночью слушали, не зазвонит ли где-нибудь «погребальный колокол». Впрочем, задокументированных случаев спасения — не так уж и много.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250720_230021_835.jpg IMG_20250720_230021_025.jpg IMG_20250720_230021_113.jpg IMG_20250720_230021_042.jpg


    Жертвенные ямы в Музее Инь Сюй в Аньяне, город Аньян, центральная провинция Хэнань, Китай.

    Особенность кладбища, которое на данный момент является музеем, заключается в том, что умершие хоронились под стеклом, чтобы их можно было видеть и после смерти. Считалось, что это сохраняет связь между мёртвыми и живыми.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250722_204059_237.jpg

    Скульптура на могиле знаменитого писателя Жюля Верна (1828 - 1905). Франция. Амьен.

    Скульптор Альберт Роуз использовал посмертную маску Верна, чтобы сделать скульптуру, которая изображает автора, вырывающегося из могилы и тянущегося к небу.

    Всё это называется: "К бессмертию и вечной юности".

    Поскольку автор завоевал неоспоримое влияние в жанре фантастики и до сих пор является неоспоримым авторитетом, склеп Жюля Верна является местом паломничества преданных фанатов.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250801_200917_026.jpg

    «пoцeлуй на клaдбище», чapльз хьюитт, 1949 гoд.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250801_201223_892.jpg IMG_20250801_201223_751.jpg IMG_20250801_201223_587.jpg IMG_20250801_201223_147.jpg IMG_20250801_201223_782.jpg IMG_20250801_201223_318.jpg

    В Мытищах создана аллея памяти погибших мотоциклистов «Вечный сезон». Это единственный в России народный мемориал, посвящённый байкерам, погибшим в авариях. По данным на 2025 год, аллея насчитывает более 236 дубков, высаженных в память о погибших байкерах. Есть и дерево, посвящённое не так давно погибшей байкерше МотоТане.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250814_213332_593.jpg IMG_20250814_213331_770.jpg IMG_20250814_213332_578.jpg IMG_20250814_213332_453.jpg IMG_20250814_213332_193.jpg IMG_20250814_213332_216.jpg

    Гонконг - город, где смерть становится все более дорогим удовольствием

    Мегаполис, где проживает 7,5 миллионов человек, — один из самых дорогих городов мира с заоблачными ценами на жильё и даже место под урну.

    Около 90% умерших в Гонконге кремируют, но очередь на ожидание свободного место в колумбарии составляет около 7 лет. На частных кладбищах место под урну стоит около $36 000 (2,9 млн рублей), а на аукционах эта цена часто поднимается в 3-4 раза.

    Большинство этих могил предоставляется с условием обязательной эксгумации всего через шесть лет .

    Чтобы как-то решить проблему, на склонах гор создают террасные кладбища, которые соседствуют с многочисленными небоскрёбами. Архитектурный фотограф Финбарр Фаллон посвятил этим погостам серию под названием «Мертвое пространство».

    В таком перенаселённом городе живые и мёртвые оказываются бок о бок. У жителей 20 нижних этажей в небоскребах вид из окна открывается прямо на могилы.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250814_214011_333.jpg IMG_20250814_214011_495.jpg

    Как живой. На Ямайке ставят фото покойных в полный рост

    На карибском острове Ямайка необычный похоронный тренд — там на могилах устанавливают ростовые фигуры с изображением умершего.

    Первые такие объекты появились в 2020 году, во время COVID-19. Автор идеи — ритуальное бюро Exodus Funeral Services. Тогда тела задерживались в моргах, а чтобы могила не пустовала, ставили временное изображение покойного. Идея прижилась, и теперь такую фигуру можно заказать как постоянный элемент могилы и использовать для украшения зала на поминках.

    Фото распечатывают, укрепляют на металлический каркас и укрепляют на бетонном основании.

    Родственники выбирают позу: стоя, сидя, рядом с машиной или велосипедом. Спрос на услугу растет, практика распространилась по всей Ямайке. В похоронном бюро говорят, что это помогает близким легче пережить утрату, будто человек все еще рядом.
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250814_214359_887.jpg

    Федор Шехтель: создатель русского модерна и своего надгробия

    Массивная мраморная стена с двухскатной верхней частью и барельефом вписанного в окружность креста находится на Ваганьковском кладбище Москвы. Мемориал располагается на семейном захоронении художника и создателя русского модерна в архитектуре Федора Шехтеля. Автор мемориала — сам архитектор.

    После смерти пятилетнего сына 35-летний Шехтель приобрел участок на Ваганьковском кладбище и возвел на нем семейное надгробие в стиле модерн, под которым спустя 30 лет упокоился и сам. После прихода советской власти у архитектора практически не было работы. Незадолго до смерти ему назначили небольшую пенсию, на которую тяжелобольной Шехтель пытался прокормить супругу и больную туберкулезом дочь. Но очень скоро умер от рака желудка.

    Франц-Альберт Шехтель, потомок обрусевших немцев, родился в 1859 году (в 56 лет архитектор перешел из католичества в православие и получил имя Федор, под которым и остался в истории). Три года проучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и отчислился из-за плохой посещаемости. Несмотря на это, за свою жизнь Шехтель стал автором более двухсот архитектурных работ.

    Сегодня сохранилось около 86 сооружений Шехтеля, самые известные из которых, наверное, здание Ярославского вокзала, МХТ имени Чехова и особняк Рябушинского. Большинство из этих сооружений считаются памятниками архитектуры и находятся под охраной государства, как, кстати, и само надгробие на могиле Шехтеля.
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250814_214838_105.jpg IMG_20250814_214838_068.jpg IMG_20250814_214838_740.jpg IMG_20250814_214838_660.jpg

    «Листья на ветру» — братский мемориал вместо одиночных могил

    На одном из кладбищ в Германии установили необычную мемориальную конструкцию — металлическое дерево с цветными стеклянными листьями. Каждый лист — в память об умершем. А под деревом — братское захоронение с урнами.

    Как уверяет компания GbR, создавшая конструкцию «Листья на ветру», такая альтернатива привычным колумбариям — часть популярного тренда. Да, захоронения без плит и крестов, но с уважением к умершим и без обременений для родственников умерших — ухаживать за такой могилой не придется (это делает обслуживающая компания).

    ❗️В Германии популярна прямая кремация: без церемоний, без залов прощаний, с выдачей праха в пластиковой урне. Развеять его нельзя почти нигде — законом разрешено только в Бремене. Потому и появляются коллективные могилы с арт-инсталляциями.

    GbR уже оформила десятки кладбищ по всей стране: Кёльн, Дрезден, Майнталь, Вюрзелен. Один из самых ее известных проектов — мемориал жертвам катастрофы рейса Germanwings 4U9525 (Барселона — Дюссельдорф). В братской могиле покоятся прах 16 школьников и двух учителей, у каждого из погибших свой стеклянный лист.

    ✨Недавно компания презентовала новый вариант инсталляции — с мерцающими звездами. По задумке, такой вариант будет использован для братского захоронения детского праха.
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250817_222157_250.jpg IMG_20250817_222157_092.jpg IMG_20250817_222157_680.jpg IMG_20250817_222156_940.jpg IMG_20250817_222156_793.jpg

    Элитный склеп. Свердловский вице-губернатор построил семейную усыпальницу в Тюмени

    На Червишевском кладбище в Тюмени стоит богатый склеп из черного и белого мрамора с куполом, колоннами и надписью на фронтоне: «На все воля Божия».

    В построенном заранее склепе будут похоронены члены семьи Олега Чемезова — вице-губернатора Свердловской области. В начале 2000-х Чемезов был первым замом Сергея Собянина, который тогда занимал пост губернатора Тюменской области.

    Вокруг склепа — восемь гранитных плит. Семь надгробий с белыми мраморными крестами и черными плитами пока остаются пустыми. В восьмой могиле похоронена первая супруга Чемезова Ирина, умершая от рака в 2009 году.
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    IMG_20250830_181620_248.jpg IMG_20250830_181620_317.jpg


    «В купальниках на кладбище»: самый необычный памятник Красноярска

    На красноярском кладбище Бадалык можно обнаружить среди привычных гранитных плит удивительный памятник — стеклянное надгробие с яркой фотографией: муж и жена в купальниках, улыбаются на фоне моря.

    Эта пара прожила вместе 40 лет. Жена ушла раньше, а спустя восемь лет умер и муж. Его последняя просьба — кремировать и похоронить рядом с любимой. Дочь исполнила волю отца и решила заменить обычное надгробие на совместное.

    Фотографию выбрали из семейного архива — 60-е годы, отдых на Чёрном море. Снимок долго восстанавливали, «пририсовывали» море и детали, чтобы родители получились узнаваемыми