Йога Васиштхи. Цитаты

Тема в разделе 'Эриль', создана пользователем Эриль, 8 июл 2024.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Кто, пребывая в мире и выполняя обычные действия, остается незатронутым, подобно пространству, называется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    Утвердившийся в осознании, бодрствующий и действующий, но пребывающий как будто в глубоком сне, такой человек именуется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    Сияние его лица совершенно не растет и не уменьшается в боли и счастье. Он принимает все то, что приходит само: такой человек называется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    В бодрствовании он остается в глубоком сне и никогда не оказывается пробужден к этому миру.

    Его сознание свободно от привычек и обусловленностей: такой человек именуется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    Может казаться, что он желает или не желает, боится или не боится, но внутри он подобен свободному пространству: такой человек называется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    У него нет чувства себя, и его сознание не загрязнено ни в действии, ни в бездействии: такой человек называется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    Он видит все три мира так же, как себя самого, и во мгновение ока знает их творение и разрушение: такой человек называется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    Люди его не страшатся, и он не боится людей; он свободен от восторгов, страстей и страхов: такой человек именуется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    В нем прекратилось волнение сансары, он кажется отдельностью, не будучи
    отдельным, и кажется обладающим умом, не имея его: такой человек называется освобожденным при жизни, дживанмуктой.

    Среди множества объектов он остается спокойным и незатронутым ими, и даже в них оно ощущает полноту Сознания: такой человек именуется освобожденным при жизни, дживанмуктой.


    Оставив состояние дживанмукты в тот момент, когда умирает тело, такой человек становится просветленным без тела, видехамуктой, без усилий, как затихает легкий ветерок.

    Такой окончательно просветленный, видехамукта, не всходит, не заходит и не остается, он существует и в то же время не существует, он не далеко и не близко, он не «я» и не «другой».

    Он – все, что испускает свет в этом мире, и благодаря его сиянию блещет солнце.
    Он – все здесь: все, что было, что есть и что будет.

    ***

    Тот, кто живя внешне обычную жизнь, ощущает весь мир как пустоту, является просветленным.

    Он пробужден, но наслаждается спокойствием глубокого сна; на него нисколько не влияют удовольствия и боль.

    Он пробужден в глубоком сне, но он никогда не пробужден в этом мире. Его мудрость не затуманена скрытыми тенденциями.

    Кажется, что он подвержен желаниям, нежеланиям и страху, но на самом деле он свободен, как пространство. Он свободен от эгоизма и желаний, и его сознание не привязано ни в действии, ни в бездействии.

    Никто не боится его, и он не боится никого. Он становится окончательно просветленным, когда, в нужное время, его тело умирает.

    Такой окончательно просветленный, существует, и в то же время не существует, не «Я» и не «другой».

    Он есть сияющее солнце, защищающий всех Вишну, разрушающий всех Рудра, создатель Брахма, он есть пространство, земля, вода и огонь. Он существует как космическое сознание — сама сущность всех существ. Все, что есть в прошлом, настоящем и будущем — воистину есть только он.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Освобождение именуется Брахманом.

    Высшее, которое ошибочно видится как этот мир вместе со мной, тобой и всем остальным, обретается при осознании абсолютной неотделимости мира от реальности.

    Если видятся три мира, то к ним можно вернуться. Но когда трех миров не существует даже как понятия, разве можно сказать, что Брахман стал этими тремя мирами?

    Ибо нереальна фантазия о том, что называется миром. Мир – это недвойственное, спокойное, чистейшее, сияющее пространство Сознания.

    Мир есть только Брахман, это становится ясным при осознании сути всего.

    Различая суть, в золотом браслете я не вижу браслета, но вижу лишь чистое золото. В волне я не вижу ничего помимо воды, вне воды нет даже видимости волны!

    Движение никак и никогда не отделимо от воздуха: движение воздуха и есть сам воздух. И так же этот мир неотделим от Брахмана.

    Как в пространстве я вижу только пустотность, в воде миража – только жар, во всем мире – только видимость, так во всех трех мирах я вижу только Брахмана.


    ***

    То, что называют просветлением, воистину есть сам абсолют, который единственно и существует.

    То, что воспринимается здесь как «я», «ты» и т. д. — только кажутся существующими, потому что они никогда не были созданы. Можем ли мы сказать, что этот Брахман стал всеми этими мирами?

    В украшениях я вижу только золото, в волнах я вижу только воду, в воздухе я вижу только движение, в пространстве я вижу только пустоту, в мираже я вижу только жар, и ничего более, и, также, я вижу только абсолютное сознание, а не миры.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Этот мир видится, но он никогда не рождался, имея природу пустого пространства; он только кажется существующим в силу непонимания.

    Весь этот видимый мир, со всеми включенными в него разнообразными существами и объектами, движимыми и неподвижными, со всеми божествами, демонами и небожителями, с Рудрой и остальными, во время всеобщего разрушения исчезает, становясь невоспринимаемым, и это называется разрушением.

    Остается лишь только реальность, неподвижная и глубокая, не свет и не тьма, непроявленная и не имеющая названия, не пустота и не форма, не видимое и не видение, не множество существ и объектов и не отсутствие их. Реальность, пребывающая бесконечно.

    Можно ли определить ее? Она полнее полного, не существующее, и не несуществующее, и не комбинация из них; не существо и не существование.

    Это чистое Сознание без осознаваемого, бесконечное, неизменное, всеблагое, не имеющее начала, середины и конца, предначальное и беспредельное.

    В нем этот мир возникает, как странное видение больных глаз. Это божественность, являющаяся всем видимым и в то же время ничем из видимого, представляющая собою сущность и существования, и несуществования.


    ***

    Восприятие «миров» есть безначальное непонимание. Но оно пропадает, если начать размышлять и исследовать истину. Только то прекращается, что когда-то началось. Этот мир никогда на самом деле не начинался, но кажется существующим.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У реальности нет ушей, нет языка, нет носа, нет кожи и глаз, но она все всегда слышит и видит, ощущает вкус, прикосновение и запах всего.

    Это реальность, принимающая форму нереального, и в ее свете явно видится картина творения, хотя ее природа есть безначальное и бесконечное чистое Сознание, не имеющее цвета.

    Помимо себя самого, у божественного Сознания нет причины, как не существует рогов у зайца; оно само является причиной мира, как вода является причиной множества волн.

    Этот вечный, бесконечный и неделимый свет Сознания пребывает в сердцах всех, и в этом чистом свете сияют все три мира.

    Без этого света не могут блистать солнце и другие светила, в огне его блеска появляются все три мира, подобно миражам в пустыне.

    Миры рождаются, когда в нем появляется движение; если же движения нет, они пропадают – как при быстром вращении горящей ветки появляется круг огня, которого нет в отсутствии вращения.

    Без труда созидая и разрушая миры, оно пребывает повсюду; и волнуясь, и без
    волнения, оно всегда остается неизменным, чистейшим самим собой.

    Эта вездесущая реальность, включающая и движение, и неподвижность, как будто разделенная действиями, в реальности неделима.

    Она всегда пробуждена и в то же время вечно пребывает в глубоком сне. И, не будучи ни в бодрствовании, и ни глубоком сне – она неизменна повсюду и всегда.

    Она незыблема, блаженна и спокойна; она –волнение, являющееся всеми тремя мирами; она – суть подвижного и неподвижного, единая и одновременно полная форм.

    Как аромат цветка сохраняется после того, как цветок завял, это Сознание пребывает здесь непосредственно и неуловимо, подобно белизне чистой ткани.

    Оно схоже с немым, но не немо; оно сознательно и в то же время подобно камню.

    Оно наслаждается, хотя бесконечно удовлетворено; оно совершает все, хотя бездеятельно.

    Оно не обладает телом, и оно – все тела с тысячами рук и глаз; у него нет основы, и им наполнен весь этот мир.

    Не имея органов чувств и не обладая их силой, оно дает возможность действовать всем органам;
    не имея ума, оно стоит за всеми мыслями и умственными ощущениями.

    По причине незнания его возникают заблуждения и страхи сансары, знание его уничтожает все тревоги.


    ***

    Когда случилось предыдущее космическое разрушение, пропало все то, что казалось существовавшим до того.

    Тогда осталась только бесконечность; она не была ни пустотой, и ни формой, ни видением и ни видимым, и нельзя сказать, ни что она есть, ни что ее нет.

    У нее нет ушей, нет глаз, нет языка, но она слышит, видит и ест. Она не создана и беспричинна, она сама является причиной всего, как вода является причиной волн.

    Этот вечный и бесконечный свет существует в сердцах всех, и в нем все три мира сияют, как миражи.

    Когда бесконечное вибрирует, миры проявляются; когда оно не вибрирует, проявленные миры исчезают, — также как если быстро вращать горящей веткой, появляется круг огня, а если ветку держать неподвижно, круг пропадает.

    Вибрируя или не вибрируя, оно всегда и везде одно и то же. Не понимая этого, человек заблуждается, а когда это осознается, пропадают все желания и беспокойства.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В его всепроникающем свете неизменной осознанности существуют все действия, возникающие как волнения ума.

    Из него являются бесчисленные всевозможные объекты – горшки, ткани и прочее, – подобные разнообразным волнам, пене, барашкам и ряби в воде океана.

    Оно кажется отличным от себя самого ввиду иллюзии множества объектов, как золото мнится множеством разных браслетов, колец и других украшений.

    Эта единая проявленная сущность есть ты, я и все люди; и эта непроявленная и неощущаемая сущность не является ни тобой, ни мной, ни всеми людьми.

    Оно кажется различным и разделенным, хотя оно не разделено, оно мнится чем-то другим и преходящим; из него возникает весь видимый мир, подобно волнам, встающим из воды.

    Им порождается время и восприятие воспринимаемого, и из него появляется ум.

    Только благодаря ему сияют здесь все источники света. Действие, форма, вкус,
    запах, звук, осязание и ум – все, что ты знаешь, есть только оно, и его божественность дает возможность любому знанию и пониманию.

    Оно пребывает в том, кто видит, в видимом и в видении как само видение, и когда ты постигаешь это, ты осознаешь себя.

    Знай его как не рожденное и не умирающее, не имеющее начала и бесконечное, безграничный Брахман, блаженное, чистейшее, всемогущее, благородное, высочайшее, непогрешимое, лишенное всяких понятий, являющееся причиной всех причин, известное и неизвестное, само Знание, Сознание, пропитывающее весь мир.


    ***

    Из него появляется время, из него появляется восприятие воспринимаемых объектов. Действие, форма, вкус, запах, звук, осязание и мысль — все, что ты знаешь, это только оно, и это им ты знаешь и понимаешь все это!

    Оно в том, кто видит, в видении и в процессе видения — как само видение, когда ты познаешь это, ты осознаешь себя.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Когда наступает конец всего существующего, остается лишь Существование, и оно – не пустота.

    Как в камне всегда есть невысеченная фигура, так мир неизменно присутствует в чистом Сознании, которое потому не является пустотой.

    Так проявляется этот мир множества наслаждений. Будь проявление реальным или нет, то, где он видится, – никак не пустота.

    Как нельзя сказать, что каменная глыба с невысеченными фигурами пуста по отношению к этим фигурам, так и Брахман не пуст по отношению к проявленному миру.

    Как в спокойном океане волна одновременно и есть, и ее нет, так в Брахмане этот мир – и пустота, и не пустота.

    Конечно, когда время и пространство исчезают, невозможно вырезать никакую фигуру. Забывая об этом, легко впасть в заблуждение по поводу бесконечного Брахмана.

    Сравнение существования мира в Высочайшем с невысеченной в камне фигурой, конечно же, условное и ограниченное.

    Однако этот мир не появляется из чистого Сознания и не сливается с ним.

    Он есть единственно чистое Сознание, безграничный абсолют, Существование,
    Брахман, который пребывает сам в себе.

    Понятие пустоты возможно только потому, что существует понятие непустоты. Как из непустоты могут появиться и пустота, и непустота?

    Появление материальных элементов невозможно в Брахмане. Посему как в неизменном Брахмане могут появиться солнце, огонь, луна, звезды и все прочее?

    Неосознавание материальных объектов именуется темнотой. Но там, где нет материальных объектов, нет и темноты!

    Брахман, чья природа – нематериальное пространство Сознания, сам осознает собственный свет. Он пребывает в себе и не осознается другим Сознанием.

    Он есть неизменное бесконечное пространство, свободное от света и тьмы.

    Знай, что и мир является им же.

    Как мякоть плода бильвы не отличается от самого плода бильвы, так нет и никакого отличия между Брахманом и миром.

    Как волна пребывает в воде, как горшок существует в глине, так и мир существует в истинном Брахмане, и разве можно сказать, что его природа – пустое пространство?

    Приведенные примеры с глиной, водой и прочие ограничены формами. Брахман же есть чистое пространство Сознания, и все, пребывающее в нем, имеет ту же природу.

    ***

    Как невырезанная скульптура всегда присутствует в камне, мир, считаешь ты его реальным или нет, постоянно присутствует в абсолюте, который потому не может быть пустым.

    Как даже в спокойном океане нельзя сказать, что волны нет, абсолют не пуст по отношению к миру. Конечно, эти пояснения ограничены и их надо понимать в их рамках.

    Воистину, однако, этот мир не возникает из абсолюта и не сливается с ним. Только абсолют и существует сейчас и всегда.

    Когда кто-то думает о нем, как о пустоте, то это только потому, что есть чувство что это не пусто; когда думают о нем как о не-пустоте, то это потому, что есть чувство, что это пустота.

    Абсолют нематериален, и потому материальные источники света, как солнце, не освещают его. Но он сам проливает свет на себя, и потому не инертен и не во тьме.

    Абсолют не может быть познан или ощутим другим, только сам абсолют может осознать самого себя.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Пространство Сознания чище материального пространства, и то, что подразумевается под словом «мир», пребывает в нем и в своей основе является им же.

    Как острота перца неизвестна в отсутствие вкусившего его, так и осознанность Сознания в пространстве Сознания остается неизвестной без отделения осознаваемого.

    Поэтому Сознание, пребывающее в самом себе, представляется несознательным в отсутствие осознаваемого, и мир воспринимается так же, поскольку он имеет природу Сознания.

    Все формы и виды, создаваемые умом, являются только чистым Сознанием, и ничем иным.

    Вся вселенная пребывает в этом Сознании, как будто в глубоком сне или в турии.

    Из этого явствует, что йог, даже будучи вовлеченным в дела мира, остается спокойным в глубоком сне собственной сущности.


    ***

    Бесконечное сознание чище бесконечного пространства, и мир является таким же, как эта бесконечность.

    Но тот, кто не пробовал перца, не знает его вкуса; так и человек не ощущает сознания в бесконечном в отсутствии объективности. Поэтому, это сознание кажется инертным и несознательным, и мир тоже воспринимается как такой же.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Брахман пребывает без восприятий в самом себе, являясь при этом основой всех восприятий.

    Как в спокойной воде, не имеющей формы, в непроявленном виде присутствуют огромные волны, так в бесформенном высочайшем Брахмане существует этот мир.

    Из бесконечности является бесконечность, представляющая собой все ту же бесконечность, не обладающую формой.

    Так в Брахмане возникает видимость мира, которая есть выражение его самого.

    Из бесконечности рождается бесконечность, остающаяся той же самой бесконечностью, – и потому вселенная никогда не появлялась, ибо все возникшее есть только бесконечность.

    Когда прекращается воспринимаемое, остающееся единое и есть смысл «вселенной». Есть ли острота в перце, если его никто не пробует?

    Различие между умом и тем, что он воспринимает, представляется реальным, хотя на самом деле нереально.

    И ум, и воспринимаемое им – лишь отражения реальности, стоят ли они чего-нибудь сами по себе?


    ***

    Как в материальном океане видны материальные волны, так и в бесформенном Брахмане мир тоже существует без формы.

    Из бесконечного проявляется бесконечное и существует в нем как бесконечное; потому мир никогда не был создан — он является тем же самым, из чего он появился.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Сознание – меньше крохотной частицы, меньше самой незначительной пылинки, тоньше порожденного им пространства – чистое, тончайшее, высочайшее, неподвижное и беспредельное.

    Оно вне всех форм, вне пространства и времени – вездесущее, бесконечное и безначальное самосияющее Сознание.

    Без проявления этого чистого Сознания невозможна жизнь, поскольку жизнь – это воплощенная осознанность в виде непрерывных понятий и желаний.

    Без проявления этого Сознания нет жизни, нет интеллекта, нет ума, нет желаний, нет чувств и нет обусловленностей.

    Так нерожденный Брахман, будучи полным действий и событий, остается неподвижным, спокойным и пустым, превосходя в тонкости и ненаполненности пустое пространство.


    ***

    Когда понятие о себе разрушено прекращением у разума топлива идей, то, что остается, и есть бесконечное.

    То, что не спит и не инертно, есть бесконечность. Благодаря этому бесконечному, знание, познаваемое, и знающий существуют в единстве, в отсутствии интеллекта.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    После всеобщего разрушения остается только величайший Брахман – причина всех причин.

    Когда прекращаются идеи ума и прекратилось понятие о себе, сохраняется то, что невозможно описать словами. Это и есть беспредельная Реальность.

    Нет видимого мира и нет видящего: в силу отсутствия воспринимаемого они
    сливаются воедино.

    Остающийся тогда свет Сознания и есть бесконечная Реальность.

    Ум, направленный на невоспринимаемое, неописуемое Сознание, пребывающий полностью в этом чистейшем и неподвижном Сознании, – это и есть высочайшая собственная сущность.

    Ум живого существа ощущает Брахмана, являющегося его природой, подобно восприятию ветра без прикосновения к телу.

    Природа состояния ума, пребывающего как бы в продолжительном забытьи, без снов и несознательности глубокого сна, и есть высочайшее!
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    То, что есть сама сущность пространства, камня или воздуха, то есть суть невоспринимаемого пространства Сознания, – высочайшая сущность, Атман.

    То состояние собственной исконной природы существа, лишенное воспринимаемого и восприятия, и есть высочайшая неподвижная изначальная реальность.

    То, что находится среди света сознания, а также в свете, пространстве и во всем воспринимаемом, и есть высочайшее Сознание.

    То бесконечное и безначальное осознание, осознающее свет, тьму и все видимое, и есть высочайшая сущность.

    То, из чего как будто зарождается весь мир, оставаясь невозникшим, что кажется разделенным, будучи нераздельным, – это и есть высочайшее Сознание.

    То, что занято разнообразными деяниями, оставаясь неподвижным, как скала, в чем нет пространства и что есть сама пространственность, – это и есть высочайшая Сущность.

    То, из чего является, в чем существует и растворяется тройственная форма знающего, знания и знаемого, – это и есть труднодостижимое высочайшее.

    Где, как в великом зеркале, в отсутствие интеллекта и прочего, отражаются и знаемое, и знание, и знающий, – это и известно как высочайшее.

    То, что остается, когда восприятие высочайшего Сознания свободно от ума, снов и чувственных ощущений, пребывая в живом существе или в неподвижном объекте, – это и есть величайшее Сознание.

    Когда природа неподвижных объектов постигается как чистое Сознание, в отсутствие ума, интеллекта и прочего, – это сравнивается с высочайшим.

    Когда все божества – Брахма, Вишну, Шива, Индра, Солнце и другие – исчезают, остается только единое высочайшее неподвижное Блаженство, которое вне всех качеств и разделений, которое не затрагивается миром и которое является самим изначальным Сознанием.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Как никогда и нигде нет ни сына бесплодной женщины, ни воздушных замков и рощ, точно так же никогда не существовал и весь видимый мир.

    Он не создавался и не разрушался, его изначально не существует. Как могут стать возможными его творение и разрушение?

    Уподобление чего-то несравнимому лишено логики. В силу такого несоответствия существование мира кажется реальным.

    Как при внимательном рассмотрении в золотом браслете нет никакого браслета, а есть лишь золото, так нет и мира в Брахмане.

    Как вне пространства нет отдельной от него пустоты, так в Брахмане нет отдельного мира, хотя он и видится.

    Как чернота неотделима от сажи, а холод – от льда, так мир неотделим от высочайшего Брахмана.

    Как прохлада не отдельна от луны или снега, так это творение не существует отдельно от Брахмана.

    Как нет воды в мираже, как нет второй луны, так и в чистейшем Брахмане вообще нет этого мира, хотя он и зрим.

    Что изначально не существовало, не имея собственной причины, и что не существует сейчас – может ли быть разрушено?

    Как может Сознание, где нет никакой материальности, быть основанием материального мира?

    Это подобно утверждению, что солнце является причиной тьмы. Если причина отсутствует, то и следствие не возникает. Какова причина, таково и следствие.


    ***

    Откуда появляется сын бесплодной женщины, и куда он пропадает? Сын бесплодной женщины не существует, и никогда не существовал.

    Точно также, этот мир как таковой не существует. Эта аналогия сбивает тебя с толку только потому, что ты принимаешь реальность этого мира как само собой разумеющееся.

    Подумай над этим: есть ли «браслетность» в золотом браслете, или это просто золото? Есть ли то, что называют небом, вне зависимости от пространства?

    Точно также нет и того, что называется миром, вне абсолютного Брахмана.

    Как холод не отделим ото льда, так и то, что называется миром, не отделимо от Брахмана.

    Как вода в мираже не появляется на самом деле и не пропадает, так и этот мир не появляется из абсолюта и никуда не пропадает.

    Создание мира не имеет причины и потому не имеет начала. Мир не существует даже сейчас, как его можно разрушить?
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Как иллюзия мира, видимая в грезах, есть только проявление сознания в уме, так в начале создания в Брахмане проявляется эта огромная видимость мира.

    То, что видится как мир, вечно пребывает в Сознании, никогда и никаким способом не пропадая и не появляясь.

    Как текучесть есть сама вода, как движение есть сам ветер, как свет есть солнце, так все три мира есть единственно Брахман.

    Как приснившийся город, вроде бы
    существующий внутри, есть только сам спящий, видящий сон, так и этот мир, который как будто видится, есть только высшее Сознание в самом себе.

    ***

    Если ты признаешь, что мир не был создан из Брахмана, но считаешь, что это проявление основано на реальности Брахмана, тогда воистину он не существует, а существует только Брахман.

    Это как сон — в состоянии непонимания сознание внутри человека представляется многочисленными объектами во сне, которые все есть только это сознание.

    В том, что называется началом создания, случилось такое проявление, но оно не независимо от Брахмана, оно не существует вне Брахмана, и потому оно не существует само по себе.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Осознав полное несуществование иллюзии мира и творения, пробудившись, ты будешь действовать в этом мире, оставаясь в однонаправленном осознании высочайшего Атмана.

    Восприятия существований и несуществований, обретений и потерь, плотного и тонкого, движущегося или неподвижного будут тебя заботить не более, чем стрелы могут обеспокоить огромную скалу.

    Все есть только единая сущность, Атман; разделение не может быть даже предположено.

    Из него появились все эти проявления, это оно, высочайшее Сознание, является всем миром, разделенным и не разделенным на части, мой сын.

    Оно есть основа разнообразных форм, видение, ум и мысли; из него все возникает и в нем все растворяется.
Статус темы:
Закрыта.