Атмананда Кришнаменон

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 14 апр 2025.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    491. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МЫСЛЬ «Я» ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ?

    Некоторые утверждают, что мысль «Я» теоретична. В таком случае придётся признать, что вы сами являетесь теорией, чего, как я полагаю, вы никогда не допустите.

    Следовательно, мысль «Я» более практична, чем все кажущиеся практичными вещи.



    23 августа 1952 года

    492. ЧТО ТАКОЕ СВИДЕТЕЛЬ?

    Свидетель — это то, что неизменно («Я») среди изменений.

    Изменения не могут проявляться без неизменного. Но неизменное существует независимо от всех изменений.

    Изменения могут происходить только в неизменном. Однако при исследовании оказывается, что изменения — это ничто иное, как само неизменное.

    Все изменения происходят в неизменном. Но само неизменное никогда не меняется.



    493. КОГДА ЛУЧШЕ ВСЕГО МЕДИТИРОВАТЬ?

    Лучшее время — при пробуждении, но до того, как вы полностью проснётесь, чтобы медитация стала первым действием после выхода из Реальности, сияющей между двумя состояниями.



    494. КАК НАСТРОИТЬ СВОЮ САДХАНУ?

    Природа действует естественно и упорядоченно. Ваша садхана никогда не должна противостоять течению природы или идти против него, но всегда должна быть в гармонии с её ходом и в конечном итоге превзойти природу. В противном случае придётся тратить много энергии на противодействие силам природы.



    495. ЧТО ТАКОЕ БЕЗУМИЕ?

    Это понятие различается у невежественного человека и у ведантиста.

    Невежественный человек называет ведантиста безумцем, а ведантист считает невежественного человека таковым. Однако ведантист видит положение невежественного человека и также знает своё. Поэтому он искренне сочувствует его плачевному состоянию.

    Но невежественный человек знает только своё положение, да и то с фундаментальной ошибкой, жертвой которой он является. Он неспособен даже представить себе положение ведантиста, и поэтому его мысли о ведантисте совершенно бессмысленны.

    Так называемое безумие ведантиста — это истинная Истина и величайшее благо для этого мира.



    496. КАК МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНА ВЕЩЬ?

    Одна вещь не может доказать ничего, кроме себя самой. Это установленный факт, верный во всех сферах.

    Поэтому, смотря объективно, мы видим одну вещь — Реальность. Затем, смотря субъективно, мы обнаруживаем, что принцип «Я» — единственное, что существует, и это «Я» не требует доказательств.

    Объективное не может существовать независимо от этого «Я», следовательно, принцип «Я» — единственная окончательная Реальность.



    497. КАК БЫЛА ОТКРЫТО АДВАЙТА?

    Об этом говорится в следующем стихе Упанишад:

    1. Созданные органы чувств направлены вовне.

    2. Поэтому ваш ум и чувства становятся экстравертными и не направлены на внутренний Атман.

    3–4. Но одна великая душа направила ум внутрь, желая достичь бессмертия, и таким образом узрела Атман — глубочайший принцип.

    Дхира означает «смелый», тот, кто осмеливается направить ум внутрь, к Атману.



    498. ЧТО ТАКОЕ САМСКАРА?

    Это отпечаток, оставленный в уме прошлыми мыслями, чувствами, восприятиями и действиями, который, как считается, влияет на последующую деятельность.



    499. ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Я ЕСТЬ Я-ЕНИЕ»?

    Невежественный человек видит только изменения в этом мире и не знает неизменной основы за всеми изменениями.

    Поэтому Ачарья сначала пытается показать неизменное «Я» как отличное и отдельное от изменяющегося тела, чувств и ума.

    Затем ученику предлагают утвердиться в этом принципе «Я» и смотреть оттуда на изменяющийся мир. Тут же изменения кажутся иллюзией, и он понимает, что изменения — это не что иное, как выражения неизменного «Я». И это само неизменное.

    Таким образом, когда я говорю, что мир сияет, это означает, что я сам выражаюсь или сияю.

    Иными словами, «Я есть Я-ение», потому что сияние — не функция, а моя истинная природа.



    26 августа 1952 года

    500. КАК ПРЕВРАТИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ В ПОМОЩЬ НА ПУТИ К АБСОЛЮТУ?

    Сознание участвует в формировании чувственных восприятий, а чувственные восприятия участвуют в формировании объектов.

    Из них только Сознание существует само по себе. Следовательно, объект — это только Сознание.

    Сознание — суть как восприятий, так и объектов. Уже доказано, что мысли и чувства — ничто иное, как Сознание или Покой.

    Единственные препятствия, с которыми обычно сталкиваются на духовном пути, — это мысли, чувства, восприятия и объекты. Они становятся препятствиями только тогда, когда акцент делается на объектной, материальной стороне, а субъект игнорируется.

    Но когда вы начинаете подчёркивать субъективную часть, которая, как доказано, есть чистое Сознание, объекты с этого момента становятся средствами или помощниками, направляющими ваше внимание к Истине.

    Например, если бы какого-либо из этих так называемых препятствий не существовало, как бы вы смогли осознать свидетеля и подняться к Абсолюту?

    Когда есть объект, Сознание присутствует, чтобы осветить его. Эта важнейшая роль Сознания очень часто остаётся незамеченной.

    Подчёркивайте эту ключевую часть Сознания во всех своих действиях, и вы с удивлением обнаружите, что все они превращаются в средства или указатели на ваше истинное «Я» — принцип «Я».

    После этого даже самая сильная боль указывает на истинное «Я». Когда вы говорите врачу, что испытываете боль в какой-либо части тела, вы делаете это не как страдающий, потому что страдающий может только страдать, но не может говорить.

    Только знающий может что-либо сказать о переживаемой боли. Таким образом, боль показывает вам, что в конечном итоге вы — знающий, истинный субъект.

    Следовательно, мир только помогает вам познать себя. Очевидно, мир был создан для того, чтобы доказать вас.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    30 августа 1952 года

    501. ЧТО ЕСТЬ ИЗВЕСТНОЕ И НЕИЗВЕСТНОЕ?

    Просто от того, что вы что-то узнали, сама вещь не претерпевает никаких изменений. Вы признаёте, что сначала она была неизвестной, и лишь потом стала известной.

    Говоря, что она известна, вы на самом деле делаете только следующее:

    Ваш ум накладывает некоторые атрибуты на изначально неизвестное. Вы знаете лишь эти наложенные атрибуты.

    Неизвестное же остаётся фоном для этих атрибутов и по-прежнему остаётся неизвестным.

    Таким образом, рассматривая объективно, мы обнаруживаем, что вещь, которая была Реальностью, находится за пределами как известного, так и неизвестного, оставаясь неизменной основой для обоих.

    Теперь, рассматривая субъективно, вы обнаруживаете, что между двумя мыслями вы остаётесь в своём собственном величии, и именно эта Реальность выражает себя в ваших мыслях, чувствах и восприятиях.

    Таким образом, как субъективно, так и объективно, вы знаете только Реальность.

    Или, другими словами, вы никогда не можете сказать, что познали её или не познали. Истинный субъект и объект находятся за пределами известного и неизвестного.

    Таким образом, субъективная и объективная Реальность едины.

    До появления объекта существовало лишь неопределимое «оно». Именно из него возникли субъект и объект. Когда видишь, что многообразие проистекает из неопределимого Единого, многообразие исчезает.

    Многообразие возникает из Меня, и потому не может повлиять на Меня.



    502. КАК ОТВЕЧАЕТ БОГ?

    С уровня феноменального мира, предполагая, что Бог всемогущ, можно спросить: почему Он не отомстил за умышленное разрушение [султаном] Типпу храмов, которые считались цитаделями Бога?

    Ответ: Была разрушена лишь цитадель, а не сам Бог. Более того, Бог присутствовал и в разрушителе. Поэтому, вероятно, Бог предпочёл возвысить разрушителя любовью и терпением, желая также, чтобы мы извлекли из этого урок и не поддавались низменным страстям обычного человека.



    503. ПОДНОШЕНИЯ ЛИЧНОМУ БОГУ ПО УКАЗАНИЮ КАРЬЯ-ГУРУ.

    Каждый раз, совершая подношение, вы на самом деле жертвуете небольшую часть своего эго вместе с подношением.

    Однако следует быть осторожным, чтобы одновременно не раздувать эго, заявляя, что вы совершили такое подношение, поступок или самопожертвование.

    Постепенно эго ослабевает. В конце концов, оно может исчезнуть полностью, и вы станете единым с Богом, не оставляя ничего, что можно было бы желать или подносить.

    Но на поздних этапах эго становится настолько тонким и незаметным, что с ним будет крайне трудно работать. Ваше положение относительно эго становится весьма неопределённым.

    Таинственная женщина, ухаживавшая за матерью Шри Шанкары, была не чем иным, как персонифицированной «видья-вритти» (познавательной активностью ума).

    «Видья-вритти» также исчезает или преобразуется в Истину, когда проявляется Абсолют. Именно поэтому женщина так спешила исчезнуть до появления Шри Шанкары — Мудреца, высшей Истины.

    В выражении «ты помнишь» есть некое усилие. Но когда вы говорите «ты пребываешь в воспоминании», то в этом нет никакого усилия.



    31 августа 1952 года

    504. КАК ГЛУБОКО ОСМЫСЛИТЬ МЫСЛЬ?

    Нам часто советуют глубоко задуматься о некоторых духовных идеях. Для этого прежде всего требуется однонаправленное внимание. Чтобы обрести такое внимание, необходимо глубокое стремление сердца к этой цели.

    Это стремление создаётся постоянным размышлением над самой этой мыслью. Когда это стремление опускается глубоко в область сердца, считается, что ваша мысль проникла глубоко.



    505. ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИЯ?
    (Её значение и употребление)


    Согласно словарю, функция означает действие плюс обязательство. Но в Веданте функция означает только действие.

    Когда к глаголу неполного предикативного значения добавляется причастие, оно обозначает как состояние, так и функцию. Но что касается глагола в настоящем времени, он обозначает только функцию.



    1 сентября 1952 года

    506. ПРИВОДИТ ЛИ КАКОЙ-ЛИБО ПУТЬ К АБСОЛЮТУ?

    Да. Любой путь приводит к Абсолюту, при условии, что посвящение дано Карана-гуру (Мудрецом).

    Согласно Мудрецу, Бог — это лишь другое имя, данное Абсолюту, и обозначает ту же Реальность, скрытую под всеми нагромождёнными атрибутами. Бог воспринимается как Владыка всей вселенной и, следовательно, превосходящий саму вселенную.

    Преданность Богу создаёт в преданном дух самоотдачи. Его эго постепенно ослабевает, пока наконец не исчезает совсем, оставляя его одного.

    Выйдя за пределы эго, он становится единым с Богом. И, пребывая в Боге, он оказывается за пределами вселенной, как сама высшая Реальность.



    507. ЗНАЧЕНИЕ БРАКА

    Брахманская система брака является идеальной индуистской формой брака. Он завершается произнесением супругами брачной мантры. Она означает: «Вы не расстанетесь даже после смерти».

    То, что сохраняется после смерти, может быть только «Атманом», который един. Муж и жена — лишь символы или искатели, а брак понимается как посвящение пары в высшую Истину, Атман, на что указывает брачная мантра.

    В брачной жизни они развивают искусство бескорыстной любви, жертвуя интересами низшего «я» ради партнёра. В конце концов, они приходят к пониманию, что каждый из них любит другого не ради другого, а ради «Я» в другом — «Я», которое неделимо и едино.

    Таким образом, они достигают высшей Истины, следуя идеальной брачной жизни, конечно, после посвящения Карана-гуру, без необходимости в какой-либо другой садхане.

    В этом секрет непобедимых сил, обретённых и используемых сдержанно прославленными «пати-вратами» ведической эпохи, такими как Анасуя, Панчали и другие.




    508. ВОСПРИЯТИЕ НИКОГДА НЕ ДОКАЗЫВАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОБЪЕКТА.

    Все объекты указывают на «тебя» — чистое Сознание.

    Сознание никогда не доказывает существование какого-либо объекта.

    Верёвка воспринимается как змея, и воспринимается только змея. Но змеи там нет. Следовательно, восприятие не доказывает существование объекта.



    509. ЭТАПЫ ПРОГРЕССА БХАКТ СОГЛАСНО «БХАГАВАД-ГИТЕ»

    «Четыре типа людей поклоняются Мне, о Арджуна: страждущий, ищущий знания, стремящийся к богатству и мудрый, о лучший из Бхарат.»
    (Бхагавад-гита, 7.16)

    «Артха-артхи» — низший тип, желающий лишь мирских удовольствий и благ.

    Наслаждаясь милостью Бога в виде мирских удовольствий в течение долгого времени, он начинает задумываться о всемогуществе, доброте и других высших качествах Господа.

    Естественно, в нём пробуждается стремление приблизиться к Богу и в конечном итоге познать Его. Таким образом, он становится «джиджнясу» — искренним искателем.

    Это желание постепенно углубляется, и он начинает игнорировать и жертвовать интересами своего низшего «я» всё больше, пока наконец не становится готовым пожертвовать даже жизнью ради достижения цели. Так он становится «артой», взывающим из глубины сердца к постижению Реальности.

    На этом этапе (если не раньше) он удостаивается привилегии встречи с Мудрецом (Карана-гуру) и посвящения в высшую Истину. Постепенно он утверждается в Истине и становится «джняни».

    Таким образом, четыре этапа проходятся в указанном порядке.



    2 сентября 1952 года

    510. МУДРЕЦ ИЛИ ДЖИВАН-МУКТА

    Мудрец или дживан-мукта — это не что иное, как сама высшая Реальность, и его невозможно описать словами.

    Тем не менее, чтобы дать обычному человеку хотя бы намёк на это, можно сказать что-то, смутно указывающее на это.

    Для обычного человека Мудрец кажется таким же дживой, как и он сам. Но с точки зрения Мудреца (если предположить, что такая воображаемая точка зрения существует), он — не что иное, как Атман, Реальность, а значит, мукта.

    Таким образом, термин «дживан-мукта» является ошибочным, будучи воображаемым продуктом двух противоположных перспектив, которые невозможно согласовать.

    Это можно пояснить далее. Для искателя, который является дживой, реальным является только мир, а всё остальное, включая даже Атман, нереально.

    Но для Мудреца реальен только Атман, а мир нереален. Следовательно, между ними нет ничего общего.

    Таким образом, оставленный наедине с собой, искатель беспомощен, поскольку ему невозможно связаться с Мудрецом и подняться к Абсолюту. Нет моста между миром и Реальностью.

    Поэтому, по божественной милости — если можно так выразиться — Мудрец нисходит как Гуру, чтобы преодолеть эту пропасть и поднять ученика из глубокой бездны.

    Теперь рассмотрим видимую деятельность обычного человека и Мудреца. Оба имеют три разных перспективы, в соответствии с которыми они действуют в жизни.

    1. Первая и низшая — это экстравертная перспектива («бахья-дришти»), приписывающая реальность миру объектов. Обычно она встречается у маленьких детей и совершенно невежественных людей.

    2. Внутренняя перспектива («антар-дришти») подчёркивает тонкую деятельность ума. Здесь информация получается без помощи органов чувств. Всё грубое становится здесь тонким.

    3. Интровертная перспектива («антар-мукха-дришти»): здесь всё грубое и тонкое перестаёт существовать, растворяясь в знании.

    У Мудреца и невежественного человека есть все три перспективы. Но Мудрец осознаёт их все и знает, что реальна только последняя.

    Мирской человек осознаёт только первые две перспективы. Время от времени он неосознанно оказывается в третьей перспективе, но не замечает этого и не придаёт этому значения.

    Мудрец, со своей точки зрения, имеет только одну перспективу — третью.

    В случае разумного взрослого человека, обладающего и первой, и второй перспективами, он может при необходимости действовать и через первую перспективу, не теряя акцента на второй.

    Например, встречая незнакомца, он сначала замечает лишь качества и тонкие атрибуты человека, такие как его профессия, квалификация, цель визита и т. д., но при желании может также обратить внимание на его внешность, цвет кожи и другие физические детали, которые относятся к первой перспективе.

    Точно так же Мудрец, хотя и утвердившийся в третьей перспективе, может (если пожелает) спуститься к любой из двух других перспектив и действовать через них, не теряя своей опоры в третьей.

    Так действует Гуру, внешне опускаясь до уровня ученика в грубом плане и постепенно поднимая его оттуда через тонкий план к Абсолюту. Но сам Гуру всегда остаётся в Абсолюте, позволяя своему телу и уму спускаться и поднимать ученика из феноменального мира.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    511. СТИМУЛ К ДЕЙСТВИЮ

    Для обычного человека стимулом к действию является плод этого действия.

    Плод действия желаем просто потому, что он, как предполагается, приносит удовольствие.

    А удовольствие ценится ради тебя самого, а не ради самого удовольствия. Твоя истинная природа уже доказана как Покой и Счастье, которые являются источником удовольствия.

    Следовательно, конечный стимул любого действия — это прикоснуться к своей собственной природе Счастья.

    Обычный человек не знает этой истины и считает удовольствие чем-то отдельным от себя. Поэтому он нуждается в каком-то стимуле, чтобы приложить усилия для его достижения.

    Но Мудрец хорошо знает, что этот Покой или Счастье — его собственная природа, и ему не нужен ни стимул, ни усилия, чтобы достичь его, поскольку оно уже достигнуто и утверждено, насколько это касается его.

    Например, есть поговорка о жизни горцев в Европе: «Воздержанные по привычке, умеренность не была для них добродетелью».

    Тем, кто в своей жизни практиковал противоположное, это казалось необходимой добродетелью, достигнутой после долгой практики.

    Точно так же стимул к действию необходим только тем, кто пребывает в дуальности.

    Мудрец, преодолевший дуальность, не считает действия реальными, тем более их стимулы. Если он и совершает что-то, эти действия возникают спонтанно, и он никогда не размышляет о них после.



    512. ЭГО

    Каждый объект указывает на Абсолют. Даже презираемое эго — великий помощник в осознании Истины. Наличие эго в человеке, пусть даже в искажённой форме, бесконечно лучше его отсутствия, как, например, у дерева.

    Через эго вы сначала воспринимаете только объекты. Но объекты в конечном итоге указывают на Сознание. Поэтому первое восприятие, хотя и ошибочное, впоследствии ведёт вас к Реальности, а само восприятие становится возможным только благодаря наличию эго.

    Таким образом, эго в каком-то смысле является первостепенной причиной осознания высшей Истины.



    513. ВЕЛИКОЕ ЧУДО

    «Весь мир погружён в океан Атмана, но не вкушает его и даже не замечает. Странно, что, подобно оленю, бегущему за миражом, он ищет счастья в океане мира (сансары). Какое ещё большее чудо можно ожидать в этом мире?»
    (Адишеша, «Парамартха-сара»)



    3 сентября 1952 года

    514. НИЧТО НЕ МЕНЯЕТСЯ

    Изменение и неизменность относятся к объектам и воспринимаются мной из-за пределов того и другого. Одно невозможно воспринять с позиции другого.

    Самая распространённая ошибка обычного человека в том, что при исчезновении чего-то он сразу подменяет это воображаемым появлением чего-то другого, называемого его противоположностью или отсутствием.

    Теперь рассмотрим, что мы подразумеваем под «изменением».

    Объект — это смесь фона и некоторых качеств. Качества приходят и уходят. Когда одни качества исчезают, другие появляются, а фон остаётся прежним.

    Тогда мы говорим, что объект изменился, и на поверхности это утверждение кажется верным.

    Посмотрим глубже. Качества лишь меняют своё место и не уничтожаются.

    Если на определённой станции одни пассажиры вышли из поезда, а другие зашли, можно ли сказать, что поезд изменился? Нет. А если пассажиры вышли из поезда и сели на корабль, изменились ли они? Нет. Ни поезд, ни пассажиры не изменились.

    Точно так же в объекте, состоящем из фона и качеств, качества меняют своё место. Это единственное происходящее действие. Ни фон, ни качества не претерпевают изменений.

    Следовательно, на самом деле ничто не меняется.



    4 сентября 1952 года

    515. ПУДЖА, ПАМЯТЬ И ПОБУЖДЕНИЕ

    Пуджа: В примере с пуджей, совершаемой органами чувств, «Счастье» — это образ, которому поклоняются.

    Ум или авидья говорят вам войти в «самадхи», потому что это приятно. Но не слушайте их. Если вы последуете этому, то не достигнете высшей Истины.

    Память — ложный свидетель, потому что её не было в момент действия, о котором вспоминают.

    Побуждение: Часто говорят, что глубокое побуждение необходимо для осознания Истины. Но если вы последуете побуждению до конца и достигнете реализации, то в итоге обнаружите, что побуждение тоже было иллюзией и что вы ни на мгновение не выходили за пределы своего истинного «Я».



    516. РАЗГОВОР О МУДРЕЦЕ

    Когда говорят о Мудреце или Джняни, описывают личное, но всегда с акцентом на безличное.



    517. Я СТАТИЧЕН ИЛИ ДИНАМИЧЕН?

    Статическое и динамическое не могут сосуществовать как таковые. Но они сосуществуют в фоне, как фон.

    Статическое и динамическое — проявления одного и того же фона. Поэтому я — и то, и другое одновременно, или, лучше сказать, я превосхожу и статическое, и динамическое.

    Собственное тело, как и весь мир, в одно мгновение осознаётся им, а в следующее — растворяется. Но вечно пребывает лишь Брахман, лишённый ego.

    Он начал считать себя миром. Сразу после этого всё поглощается им (в глубоком сне). Это то, что ты делаешь каждое мгновение, фиксируя всё в знании и навсегда отпуская.



    518. КОНТРОЛЬ УМА

    Контроль ума часто обсуждается, а сосредоточение считается средством его достижения.

    Сосредоточение и рассеянность — оба являются активностью ума. Контроль ума никогда невозможен изнутри сферы ума, только за пределами и сосредоточения, и рассеянности.

    Поэтому того, кто достиг сосредоточения, нельзя назвать достигшим контроля над умом.

    За пределами ума есть только принцип «Я», и когда ты пребываешь в нём, причуды ума исчезают не потому, что ум контролируется, а потому, что он уничтожен.

    Следовательно, «контроль ума» — как изнутри ума, так и извне — ошибочный термин.



    519. ПРОГРЕСС

    Садхака продвигается от активности к пассивности (наблюдателю), а достигнув пассивности, превосходит и её другими средствами.



    520. КАК ВОЗНИКАЕТ ПУТАНИЦА ОТНОСИТЕЛЬНО СВИДЕТЕЛЯ

    Предположим, ты — свидетель определённой мысли. Немного позже ты вспоминаешь эту мысль и говоришь, что она была у тебя некоторое время назад — предполагая, что ты был мыслителем, когда мысль возникла, хотя на самом деле ты был её свидетелем.

    Это неоправданное изменение твоего отношения к мысли — от момента её возникновения до воспоминания о ней — и есть причина всей путаницы относительно свидетеля.

    Когда ты вспоминаешь прошлую мысль, это на самом деле новая мысль сама по себе, не имеющая прямой связи со старой.

    Даже когда ты вспоминаешь, ты — свидетель этой мысли воспоминания. Таким образом, ты никогда не меняешь свою роль свидетеля.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    521. ВЫВОД И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

    Вывод зависит от достоверности прошлого опыта подобного рода. Вывод никогда не является окончательно верным.

    Доказательство чего-либо. Вещь может доказать только саму себя. Видение доказывает только видение. Слух доказывает только слух. И так далее.

    Точно так же я доказываю только себя.

    Ничто не может быть доказано, кроме самого себя; и это не требует доказательств, будучи самосветящимся.

    Поэтому утверждение «Я вижу форму» правильно было бы выразить как «Я формирую форму».



    522. ПОГЛОЩЕНИЕ И БЛАГОДАТЬ

    Поглощение — это процесс, в котором субъект и объект становятся единым в принципе «Я».

    Поглощение всего, созданного умом, обратно в «Я», в Абсолют — с помощью «видья-вритти» или функционирующего сознания — является целью нашей жизни.

    Истинная благодать Абсолюта заключается в том, что Он наделил нас двумя простыми инструментами — Сознанием и Счастьем, специально для того, чтобы мы поглощали всё в себя через знание и любовь.

    Но часто мы не осознаём этого в нашей обычной деятельности, и всё же проходим через весь процесс такого поглощения неосознанно.



    523. НИЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ.

    'Невидимый Раху воспринимается через затмённую луну. Точно так же Атма, который есть чистое переживание, воспринимается через объекты."

    (Перевод Шри Атмананды, Атма-даршан)


    1. Луна помогает нам узнать Раху во время затмения.
    2. Явление необходимо, чтобы познать ноумен.
    3. Мир помогает нам познать Атму.



    524. МИР КАК СВИДЕТЕЛЬ

    Поскольку мир доказывает вас,
    мир можно назвать свидетелем.



    525. МИРСКАЯ СУЕТА

    Мирская суета подобна тому, как если бы вы сначала нарисовали картину. Картина лишь внешне выражает идею, которая была в вас. Но вы стоите перед готовой картиной, как перед чем-то чужим, и начинаете наслаждаться ею. На самом деле вы наслаждаетесь собой.




    526. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Убеждение возникает, когда сказанное было понято.

    Удовлетворение приходит, когда желаемое было получено.

    Удовольствие существует только в отношении к своей противоположности — боли, и оба они переживаются умом. Но Счастье находится за пределами ума.

    Интуиция приходит, когда ваш ум расширяется во времени, и вы, как джива, становитесь расширенным. Но следует помнить, что ваше страдание также расширяется в равной степени.

    Интуиция — это высшее расширение низшего разума, оставаясь всё ещё в пределах сферы ума.

    Высший разум — это суть низшего разума. Он всегда связан с безличным, а низший разум всегда связан только с личным.

    Логика, красота и гармония — всё это «сварупа Атмы», рассматриваемые с разных углов зрения.

    Истинное отречение — это осознанное использование части Сознания в каждом восприятии. Благодаря этой практике материальная часть постепенно уступает, а часть Сознания усиливается. Только это и есть истинное отречение.

    Причинность возникает, чтобы установить связь между объектами. Но доказано, что каждый объект связан только со своим фоновым Сознанием.

    Поэтому два объекта не могут существовать одновременно, и причинности нет.

    Влияние времени, пространства и причинности на обычного человека настолько сильно, что он не готов освободить даже абсолютную Реальность от диктата времени, пространства и причинности.

    Феноменальное означает то, что изменяется. Всё изменение происходит во времени, пространстве и причинности.

    Что вы воспринимаете? Вы можете воспринимать только Реальность. Нереальность никогда не может быть воспринята. Реальность находится в чувствах и за их пределами.

    Жизнь: У вас есть три вида жизни, каждый из которых отличен и отделён от остальных.

    Физическая жизнь, ограниченная деятельностью тела и восприятием чувств. Умственная жизнь, ограниченная мыслями и чувствами. Жизнь «Я» (или жизнь Самости), являющаяся чистым переживанием.

    Первые две жизни известны всем. Но вы часто не знаете или не замечаете, что у вас есть жизнь «Я» (или жизнь Самости).




    527. ПЕРЕЖИВАНИЕ КРАСОТЫ В И ЧЕРЕЗ КАРТИНУ

    Красота — это то, что привлекает вас без причины. Вы больше всего привлекаетесь к своему собственному «Я». Или, другими словами, ваша собственная природа — единственное, что может вас привлечь.

    Таким образом, красота — это лишь переживание своей собственной природы, вызванное внешним объектом. Именно тогда вы находите красоту в этом объекте.

    Художник пережил свою собственную природу как красоту, которую он попытался выразить в картине. Только такое произведение искусства обычно пробуждает в вас чувство красоты, затрагивая вашу истинную природу; потому что истинная природа художника и ваша, будучи за пределами ума, может быть только одной Реальностью — Атмой.

    Как только вы видите картину, ваше внимание обращается к вашей собственной истинной природе.

    Тогда вы переживаете свою собственную природу и называете это красотой.

    Когда вы наслаждаетесь красотой, вы не воспринимаете картину. Картина воспринимается только один раз и сразу же отбрасывается, уступая место красоте.



    528. КАК ВСТРЕЧАТЬ КРАСОТУ

    Всякий раз, когда вы переживаете красоту, гармонию, высшую логику и т. д. за пределами сферы ума, старайтесь всегда сливаться с этим.

    Не пытайтесь стоять как свидетель этого. Это абсурдно. Позиция свидетеля находится ниже сферы переживания.




    529. «ВЫСКАЗЫВАНИЕ ГУРУ ПОМОГАЕТ ВАМ НЕ ТОГДА, КОГДА ВЫ ЕГО ПРИНИМАЕТЕ, А КОГДА ОСТАВЛЯЕТЕ».

    Высказывание, как оно приходит, состоит из грубой формы слов или звуков и тонкой формы — идеи, передаваемой словами. Если вы цепляетесь только за грубую форму, вы не извлекаете из этого пользы.

    Напротив, вы должны оставить грубую форму далеко позади и подняться до её смысла или идеи, стоящей за высказыванием. Только тогда высказывание поможет вам подняться духовно.

    Что произойдёт, если пища, которую вы проглотили, останется неизменной в вашем желудке?

    Она не только не поможет поддерживать тело в здоровом состоянии, но вскоре сделает его больным.

    Точно так же духовные высказывания, если их просто заучить, но не усвоить, будут только раздувать ваше эго и тормозить духовный прогресс.



    12 сентября 1952

    530. СМЕРТЬ

    Смерть — это отделение грубого тела от тонкого тела или ума от тела. Поэтому «вы», как джива, умираете каждое мгновение.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    531. ПОВЕЛЕНИЯ ГУРУ

    Повеления Гуру, как правило, бывают двух видов.

    1. Те, что исходят из самой абсолютной Реальности. Это императивный приказ, который необходимо выполнять буквально.

    2. Те, что порождены любовью Гуру к ученику. Иногда повеления второго вида могут противоречить духу первого или смягчать ранее отданное повеление первого типа.

    В таких случаях бывают примеры, когда ученик почтительно выбирал следовать первому, более суровому повелению, радостно избегая второго.

    Есть пример санньясина, который лежал на территории Падма-тиртхи. В этом случае ученик занял позицию, что он имеет полное право считать себя недостойным любви Гуру. Такое происходит с учеником, в котором преобладает сердечный элемент.

    Но Шри Таттвараяр, в чьей садхане доминировали элементы йоги и джняны, в точно таких же обстоятельствах выбрал подчиняться всем последовательным повелениям Гуру буквально, не осмеливаясь как-либо их интерпретировать.

    В действительности, оба были правы на своих разных уровнях.



    532. «ДЖИВАН-МУКТА»

    Это ошибочное название, поскольку джива (личность) воспринимается только внешними чувствами, а мукта (освобождённый) — только внутренним взором.

    Они находятся на совершенно разных планах и потому никогда не могут встретиться. Поэтому если кто-то является дживой (личностью), он не может одновременно быть муктой (освобождённым), и наоборот.

    Следовательно, термин «дживан-мукта» («освобождённый при жизни») — ошибочен.



    533. ЦЕЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ВОПРОСОВ

    Вопросы часто возникают у тех, кто уже слышал Истину от Гуру. У этих вопросов есть определённая цель, и их нужно разрешать должным образом.

    Большинство вопросов — это вторжение в покой незваных мыслей. Они приходят лишь для того, чтобы быть быстро уничтоженными в огне знания.

    Это можно сделать тремя способами:

    1. Оставаясь свидетелем. Тогда вопросы не достигают вас и возвращаются без ответа.

    2. Понимая, что каждый вопрос указывает на Меня (Сознание), и потому встречая вопросы по мере их появления, используя их лишь как помощь для осознания своей истинной природы.

    3. Анализируя сам вопрос и обнаруживая, что он есть ничто иное, как Сознание — моя истинная природа.



    534. ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МИРА В ЦЕЛОМ, И КАК ИХ РАЗРЕШАТЬ?

    Все подобные вопросы относятся только ко времени, пространству и причинности. Эти три составляющие являются частями самого мира, решение о котором ищет вопрос.

    Мир как целое никогда не может быть объяснён через свои же части. Поэтому любой вопрос, касающийся мира в целом, нелогичен.

    Время, пространство и причинность, будучи частями феноменального, никогда не могут влиять на Абсолют.

    Следовательно, в отношении Абсолюта вопрос также не имеет смысла.



    535. ВЫ И ВАШЕ

    Вы хотите, чтобы ваши обладания также обладали всеми вашими характеристиками как качествами. Вы свободны, вечны, блаженны и так далее.

    Поэтому вы хотите, чтобы то, чем вы обладаете, также имело все эти атрибуты в полной мере. В этом заключается секрет желания воплощённого человека быть бессмертным, вечно свободным и счастливым.



    536. ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ ГУРУ-ДАКШИНА (ДЛЯ КАРАНА-ГУРУ)?

    Утверждение ученика в абсолютной Истине — это величайшая и единственная дакишина (подношение), которую можно смиренно возложить к стопам Гуру за его бесценные наставления.



    537. УМ И ТВОРЕНИЕ

    Сотворение мира — не акт воли, а бессознательное творение. Воля — лишь функция ума, действующего в созданном мире.

    Если бы мир был сотворён по воле, многие вещи, причиняющие столько страданий, никогда бы не возникли.

    Ум обладает способностью к самообману. Поэтому избегайте споров, ограниченных сферой ума. Это не что иное, как игра эго.



    15 сентября 1952 года

    538. ЗНАЧЕНИЕ СОВЕТА ГОСПОДА КРИШНЫ АРДЖУНЕ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ЖИЗНИ

    Истинная цель наставления — указать Арджуне путь к абсолютной Истине.

    Человеческая природа состоит из трёх качеств (гун): тамаса, раджаса и саттвы — в порядке восхождения.

    Прогресс заключается в переходе от низшего тамаса к раджасу, затем к саттве и, наконец, к запредельному. Нет прямого пути от тамаса к саттве, минуя раджас.

    Тамас — это инертность, лень, уныние, тупость. Раджас — активность тела и ума. Саттва — знание и покой. Каждая добродетель ведёт к саттвичному.

    В низших шастрах тамас символизирует глубокий сон, раджас — бодрствование, саттва — самадхи. К сожалению, тамас и саттва внешне похожи, но противоположны по сути, как тьма и свет. Высшее состояние саттвы (самадхи) достигается лишь через дисциплинированную активность ума.

    Это возможно только в состоянии бодрствования (раджас), но устремлённого к саттве.

    Раджас, как средняя гуна, связан и с предыдущей (тамасом), и с последующей (саттвой). Прогресс к саттве возможен лишь через действия, ведущие к ней.

    Первое условие — ослабление эго, которое тянет вниз. Суть эго — желание, обычно плодов действия. Для невежды это единственный стимул.

    У Арджуны этот стимул был отнят, когда Кришна велел ему отказаться от плодов действий. Так он стал свободным, не связанным результатами.

    Затем ему велели сражаться из чувства долга, просто потому, что ситуация требовала этого. Наконец, он должен был оставить и чувство долга (деятеля), чтобы прийти к Абсолюту.


    Три этапа прогресса (от низшего к высшему):

    - Пассивность (тамас) — глубокий сон, невежество, трусость.
    - Активность (раджас) — бодрствование, битва с силами анатмы (не-Я).
    - Покой (саттва) — трансцендентное состояние, самадхи.

    Христос в подобной ситуации советовал полную пассивность: «Подставь левую щёку, если ударили по правой». Но это не всегда проявление саттвы.

    Если агрессор слабее, а вы молчите — это саттва. Но если вы слабее и покорно терпите — это трусость, тамас, не ведущий к духовному росту.

    Кришна же велел пройти через раджас (действие). Победа над врагом помогает ему прозреть, а вам — забыть о себе и помочь побеждённому. Пассивность же раздувает эго агрессора и вредит обоим.



    539. ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВЕТОВ ХРИСТА И КРИШНЫ ДЛЯ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА

    Следуя Кришне, вы либо погибнете в битве (освободившись от тела), либо победите, но откажетесь от плодов победы. В обоих случаях эго ослабевает, и вы растёте духовно.

    Совет Христа неоднозначен. Обычный человек может впасть в пассивность из страха, не ослабляя эго, что делает духовный рост невозможным.



    540. ЕСТЬ ЛИ НАСИЛИЕ В СОВЕТЕ КРИШНЫ СРАЖАТЬСЯ?

    Кришна не проповедует слепое насилие. Он говорит о действии.

    Действие — насилие лишь из-за мотива (эго). Но Кришна устранил желание плодов — главный стимул эго. Таким образом, духовная основа была заложена до призыва к действию.

    Мужество — ключевое условие. Оно рождается из саттвы, бескорыстия и отсутствия эго.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    541. ДОЛГ И СТИМУЛ

    Для обычного человека каждое действие требует стимула, и обычно этим стимулом является желание плодов действия. Это раздувает эго и привязывает его к феноменальному миру.

    Тот, кто стремится выйти за пределы феноменального, должен сначала преодолеть этот стимул. Именно поэтому Арджуне было сказано не желать плодов своих действий.

    Но, внезапно лишившись привычного стимула, он обнаружил, что действовать без какой-либо замены ему трудно. Поэтому Господь Кришна мудро заменил его долгом, велев Арджуне сражаться, как того требует долг.

    Однако со временем и долг стал для Арджуны объектом привязанности. Поэтому на более высоком уровне ему было прямо сказано не быть рабом долга, чтобы полностью освободиться от всех уз.

    Таким образом, долг — лишь ступень к Абсолюту.

    «Мир пребывает в долге, но мудрые не видят его, ибо они познали себя как то, что сияет вне форм, неизменное, свободное от страданий»
    (Аштавакра-самхита, 18.57).



    542. ПОЧЕМУ БУДДА ОТКАЗАЛСЯ ПРЯМО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС ОБ АТМАНЕ?

    Атман — это самосветящийся принцип, который освещает сам вопрос. Учитель и ученик — тоже тот же Атман. Поэтому, чтобы ответить на вопрос об Атмане прямо, его пришлось бы объективировать, что невозможно.

    Потому Будда ответил косвенно, и ответ остался неудовлетворительным.

    Но учитель не стал вести ученика к прямому переживанию Атмана. Почему — неизвестно.

    Атман — в вопросе и в ответе. Он не является ни одним из воспринимаемых проявлений. Он — то, что делает все проявления возможными.



    16 сентября 1952 года

    543. КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С ВОПРОСАМИ?

    Все вопросы возникают потому, что вы акцентируете объективную часть восприятия, а не субъективную — Сознание, или Атман.

    Когда вы видите объект, обратите внимание не на его изменчивые качества, а на то, что составляет его основу.

    «Я» через органы чувств формирует объект. «Я» через мысли формирует органы чувств. «Я» через Сознание формирует мысли. А Сознание — это и есть вы, «Я».

    Другими словами, субъект и объект едины.



    544. КОГДА ВЫ ЧТО-ТО ПОЗНАЁТЕ, ВЫ НАХОДИТЕСЬ В САМОЙ РЕАЛЬНОСТИ

    Когда вы говорите: «Я — за пределами центральной идеи», кто это говорит? Сама центральная идея?

    Нет. Это принцип, существующий даже за её пределами, — «Я»-принцип, Атман.

    Часто звучит утверждение: «Я — это мир». Всегда ли это так? Нет. Я — мир не потому, что становлюсь им, а потому, что мир, при глубоком рассмотрении, оказывается мной.



    545. ХИМСА (ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА) И АХИМСА (НЕНАСИЛИЕ)

    Действие становится химсой только тогда, когда в нём есть желание (даже малейшее) получить чувственное удовольствие от его результата.

    Оно становится ахимсой, если в нём нет побуждений низшего «я» и стремления к плодам.

    Даже закон признаёт вину только при наличии умысла или намерения.




    546. КАК ПЕРЕДАЁТСЯ ИСТИНА (ЕСЛИ ОНА ВООБЩЕ ПЕРЕДАЁТСЯ)?

    Некоторые утверждают, что через язык, поскольку ученик понимает Истину, лишь услышав её из уст Гуру.

    Но уже доказано, что говорение и слушание — лишь промежуточные этапы.

    Когда ученик окончательно постигает Истину, нет ни говорящего, ни слушающего — только сама Истина как переживание без переживающего.

    Поэтому язык, в лучшем случае, лишь указывает на конечную цель. Его связь с реализацией, если она есть, — лишь косвенная.

    Другие говорят, что Истина передаётся через молчание или самадхи. Но и молчание — лишь инструмент, как язык: оно указывает на Абсолют и исчезает в момент переживания.

    Истина лежит даже за пределами нирвикальпа-самадхи (полного безмолвия).



    547. КАК ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ШАСТРЫ ОБ ИСТИНЕ?

    Простое заучивание стихов повсеместно осуждается. Истинный метод поясняет аналогия:

    Корова ночью выходит из стойла, тайно заходит на соседнее поле, ест зелёный рис и возвращается. В стойле она пережёвывает, переваривает пищу, отбрасывая отходы, а суть превращает в кровь и утром даёт чистое молоко. В молоке нет следов вчерашней пищи.

    Так и при чтении шастры: нужно впитать её суть через глубокое размышление, пока она не станет частью вас. Слова шастры (форма) забываются, как отходы, а суть проявляется естественно, как молоко, без грубости исходного текста.

    Даже «тайность» коровы в аналогии важна: в поисках Истины нужно отстраниться от мира, избегая внимания невежественных людей и споров.

    Внешне не должно быть видно духовных усилий, пока знание не превратится в «молоко» мудрости.



    548. ТАТ ТВАМ АСИ

    «Ты есть То» (Tat tvam asi) доказывается на космологическом пути через тождество неизменного принципа в «Я» (tvam) и объективном мире (tat).

    Но здесь ещё нужно преодолеть ощущение величия «То» (как Брахмана), которое тоже относительно.

    По нашему методу, «ты» (tvam) сначала исследуется и сводится к Атману. Так вы сразу преодолеваете основную ошибку.

    С позиции Атмана (единственной Реальности) мир исчезает, и необходимость анализировать «То» (tat) отпадает.

    По словам Гурунатана, смысл «Ты есть То» иной: ищущему Истину говорят: «Ты — эта Истина». Здесь Реальность показывается в самом «Я».



    18 сентября 1952 года

    549. ПРОБЛЕМЫ И ИХ ПРИОРИТЕТНОСТЬ


    Проблемы бывают двух видов: фундаментальные и вспомогательные. Невежда игнорирует первые, погружаясь во вторые, и запутывается.

    Фундаментальная проблема — отождествление дживы с телом и умом. Все остальные зависят от неё.

    Только адвайтин решается анализировать дживу напрямую. Он отбрасывает материальное как нереальное и остаётся с самоосвещающим Атманом.

    Последователи других путей тоже прогрессируют, но не достигают Истины, ибо их подход объективен.

    Тот, кто хочет решить проблемы раз и навсегда, должен начать с фундаментальной. Когда она решена, остальные исчезают, как туман на солнце.



    550. АКТИВНОСТЬ И БЕЗДЕЙСТВИЕ

    Невежда считает активность противоположностью бездействия. Когда действие прекращается, он думает, что наступило бездействие.

    Это абсурд. То, что мы называем активностью, — лишь проявление Абсолюта, который даже в проявлении остаётся собой. Когда действие заканчивается, остаётся Абсолют.

    Точно так же «бездействие» — другое проявление Абсолюта, не связанное с активностью. Когда оно исчезает, тоже остаётся Абсолют.

    Но с позиции Абсолюта не было никаких проявлений, ибо он неизменен — будь он «проявленным» или «непроявленным».
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    20 сентября 1952 года

    551. ПРОБЛЕМА

    Некоторые люди, не задумываясь, говорят, что у них нет проблем. Просто спросите такого человека, были ли у него какие-либо желания, и если да, то пришлось ли от каких-то из них отказаться.

    Если был такой случай, значит, он тогда страдал. Возможно, он проигнорирует это как нечто глупое или упрямо откажется признать. Тем не менее, это всё равно проблема, пусть даже небольшая, на его взгляд.




    552. К АБСОЛЮТУ ЧЕРЕЗ КАЧЕСТВА И ОБЛАДАЮЩЕЕ КАЧЕСТВАМИ

    Качества и обладающее качествами зависят друг от друга в самом своём существовании.

    Поэтому ни то, ни другое не является реальным, а лишь кажущимся или видимостью.

    Анализируя мир космологически, мы сводим его к пяти элементам и их качествам. Поскольку качества и обладающее качествами — лишь видимость, элементы и их качества также исчезают как нереальные.

    И только тот принцип (Сознание), который таким образом исследовал мир, остаётся в качестве Реальности.



    22 сентября 1952 года

    553. ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩИ

    Стул является «стулом» лишь по соглашению. Он становится объектом, когда вы его воспринимаете.

    Но когда вы его познаёте, его объективность исчезает, и он становится знанием. Таким образом, ваша роль всегда заключается в том, чтобы разрушать мир, как только он появляется.

    Мир состоит только из восприятий, мыслей и чувств. Как только что-то из этого появляется, оно поглощается вами как знание, тем самым полностью уничтожая объективность мира.



    554. ФОРМА И БЕЗФОРМЕННОСТЬ

    Форма бывает двух видов: субъективная и объективная. Без субъективной формы объективная не может существовать. Обе едины или одной природы.

    Точно так же субъективная безформенность и объективная безформенность означают одно и то же — сознание.



    555. ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

    В обычной жизни считается, что одна вещь зависит от своей противоположности или неразрывно с ней связана.

    С этой точки зрения, если принять космологический подход, нужно превзойти обе противоположности (существование и несуществование объекта), чтобы достичь Истины.

    Но согласно прямому подходу, если сначала понять, что каждый объект напрямую связан только с основой, то можно легко достичь Абсолюта, превзойдя объективность одной этой вещи.

    Здесь противоположность вообще не беспокоит вас. Эта противоположность — просто другой объект, через который тоже можно прийти к той же основе.



    23 сентября 1952 года

    556. ВРЕМЯ

    Принимая одну мысль за множество:
    в этом иллюзия времени.

    Шри Атмананда

    «Одна мысль», которая является постоянной основой всех мыслей, — это «Я есмь».

    Обычно эта фоновая мысль забывается, и сразу возникает множество мыслей. Эта иллюзия множественности и называется «временем».




    557. СЛЕДСТВИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ПРИЧИНЫ.

    Потому что именно следствие указывает на существование причины и побуждает нас искать эту причину. Таким образом, следствие действительно служит причиной причины.



    558. ПРАВИЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МИРА

    Название «мир» обозначает как грубый, так и тонкий миры. Тонкий мир — не что иное, как ум или мысль. Ум проникает в саму структуру грубого мира, но также совершенно независим от самого мира.

    Даже после исчезновения грубого мира ум продолжает существовать, сохраняя в себе весь мир, лишённый грубых характеристик.

    До этого этапа может дойти и обычный человек, поскольку сама жизнь явно состоит из физического и ментального аспектов. Таким образом, стоя на ментальном плане, можно исследовать физическое и свести его к тонкому.

    Затем это снова нужно исследовать, встав на уровень выше самого ума, но по сути не отличный от ума.

    Этот уровень — уровень знания, Сознания или «Я», который входит в структуру ума.

    Заняв позицию (хотя бы в идее) на этом уровне Сознания и исследуя ум, вы обнаружите, что тонкий мир теряет свои характеристики тонкости и множественности и сияет как чистое Сознание, единое с вами.

    Если остановиться на чём-то другом, не доведя до этой окончательной истины, исследование будет неполным, а вывод — в той мере недостоверным.



    559. КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

    Она не возникает даже в наших обычных утверждениях. Мы привносим идею противоположности лишь потом, как интерпретацию или объяснение для подтверждения первого утверждения.



    24 сентября 1952 года

    560. ГЛАВНЫЕ АДВАЙТИСТСКИЕ АФОРИЗМЫ

    Главные адвайтистские афоризмы, согласно традиционному пути, — их четыре:

    1. «Айям атма брахма.» [«Этот Атман есть Брахман.»] — утверждение окончательной Истины.

    2. «Тат твам аси.» [«Ты есть То.»] — это наставление, которое Гуру даёт ученику относительно тождества основ дживы и мира.

    3. «Ахам брахма асми.» [«Я есть Брахман.»] — в этой форме ученик созерцает суть наставления, переданного через второй афоризм.

    Созерцая этот афоризм в течение долгого времени, ученик превосходит ограниченность дживы и утверждает своё тождество со всеобъемлющим Брахманом, который является основой вселенной.

    Это представление о Брахмане отличается всеобъемлемостью или величием. Но это такая же ограниченность, как малость дживы, и её нужно превзойти, чтобы достичь Абсолюта. Для этого даётся ещё один афоризм.

    4. «Праджнянам брахма.» [«Сознание есть Брахман.»] — с помощью этого последнего афоризма ученик превосходит также ощущение величия и достигает чистого Сознания, Абсолюта.

    «Я осознаю нечто» и «Я есть сознание» — два важных утверждения.

    Первое утверждение — ментальное, изменчивое и личное. Но оно оказывает неоценимую услугу, помогая понять природу Сознания.

    Второе утверждение — безличное. Здесь Сознание пребывает само по себе, как единственный самосветящийся принцип.

    Поняв природу Сознания из первого утверждения, можно направить внимание на безличную природу чистого Сознания и таким образом утвердиться в нём.
Статус темы:
Закрыта.