Ориентация — Север

Тема в разделе 'Персональные темы', создана пользователем Бодхичитта, 2 мар 2025.

  1. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Приветствую всех!
    Предлагается обсудить здесь воззрение, в чем-то близкое Адвайте,
    но в чем-то и бесконечно далекое…

    Важное предисловие
    • Также как и на всем форуме, запрещена политика, критика «официальных» религий и т.д.
    • С другой стороны, в теме будут встречаться такие имена как Гейдар Джемаль (обвинялся в экстремизме),
      А. Дугин (наоборот, известный сейчас как политик), Ю. Мамлеев, Е. Головин (во многом маргинальные личности) и т.п.
      В теме используются только их трансцендентные философские учения.
    • Тема не является пересказом их работ. Цитаты будут четко отделяться от предлагаемого воззрения (аналогов которому не нашлось)

    Важный принцип
    Автор темы использует для исследования реальности различные учения и практики:
    • Буддизм и Адвайту
    • Научный редукционный материализм
    • Совершенно самобытную «Ориентацию Север»
    • И даже выводы искусственного интеллекта
    Ни об одном из них не утверждается, что оно верно или ложно.
    Главный принцип:
    Так может быть; и мы обязаны иметь это в виду

    Оглавление
    Ontological nullity
    Картина
    Выхода нет
    Трансценденция
    История
    Последняя доктрина
    Так может быть
    Распознавание Картины
    Нет пути в Гиперборею
    Указатели
    Что делать?
  2. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Предлагается начать с такого мысленного эксперимента.
    Временно (и насколько позволяют личные убеждения) принять (примерить) воззрение
    строгого редукционного мозго-центрированного материализма.

    Любопытно, что многие, называющие себя материалистами и даже «атеистами»
    сильно смущаются и пугаются, когда знакомятся с современной его формой.
    В частности, сейчас уже мейнстримом науки являются утверждения:
    • Понятие «эволюция» верно, но избыточно. Все объясняет термодинамика.
    • Мозг полностью солипсичен. Любые идеи о «внешнем мире» — просто тэги
      внутри мозга. Не обязательно отрицать объективный мир, но это лишь гипотеза.
    • Мозг обязан генерировать хоть какую-то структуру.
      Это пейсмейкер, как у сердца-дыхания. Мертвый и слепой.
    • Личность, страдания, выбор, воля — эволюционные оптические иллюзии.
      Здесь никого нет.
    Несколько более спекулятивной является гипотеза Мультиверса:
    Существует вселенных, как клеточных автоматов на топологии.
    С вероятностью 1 есть вселенные с тем, что выглядит как жизнь, разум и т.д.
    «Антропный принцип» — тавтология.

    Давайте посмотрим с позиции данного воззрения на такое явление как смерть индивидуума.
    С примитивной, «внешней» материалистической точки зрения все просто:
    тело и мозг прекращают гомеостаз, распадаются на молекулы. Но уже в первые секунды полностью исчезают мышление, сознание, память, личность. Никакой формы посмертия, даже типа «энергоинформации» наука не признает.
    Иногда говорят, что индивид «остается жить» в детях, книгах, делах и прочих явлениях.
    Но это просто уловка, наживка социальной эволюции.

    Потому что если посмотреть с точки зрения самого индивида то все это не имеет к нему даже формального отношения.
    Но все еще интереснее! Как же выглядит чисто материалистическая смерть (ее результат) с точки зрения умирающего?
    Чернота, пустота? Но это все понятия в разуме, причем бодрствующем!
    Как сон без сновидений? Да, многие духовные учения обращаются к глубокому сну как к коану, иллюстрации.

    Но редукционизм прозаичнее: глубокий сон это фаза мозговой активности. Да личность и мышление свернуты, но многие фоновые процессы активны (возможно даже прото-сознание, но это пока спекулятивно).
    Чем является смерть мозга для субъекта, если считать его полностью порожденным этим мозгом?

    Любопытный ответ дал ИИ:

    Ontological nullity. Автор готов к насмешкам, но принимает этот термин ИИ как важный указатель. Наряду, конечно, с глубоким сном в русле традиционных учений.

    Указатель на что? Об этом далее.
  3. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Точное описание положения дел дал Витгенштейн:

    Должна быть Картина, неважно какая Картина

    Даже на этом форуме можно найти десятки моделей описания реальности.
    Нигилизм отрицает любые; но и это, разумеется, само по себе является Картиной.

    А вот провокационный пример. В фильме «Ужасающий» («Terrifier» 1-3) дебильный клоун Арт
    совершает массовые, совершенно бессмысленные убийства (а иногда просто милые хулиганства).
    Кто-то пытается его победить; иногда можно спрятаться от него, или даже ранить.

    a353956b121de56ea11f65ea083d4509.jpg

    В отличие от Стивена Кинга, авторы не дают никаких подсказок, никаких концепций:
    откуда появился Арт, зачем он это делает, как от него избавиться.
    И самое интересное (для практического философа) — это читать мнения зрителей,
    их попытки восстановить «истину»:
    • Арт — это Дьявол, он пришел как провозвестник конца света
    • Нет, Арт — орудие в руках Бога, наказывающий грешников (в том числе потенциальных)
    • Это нечто за пределами добра и зла (уже теплее!)
    Именно так и работает мозг, разум. Нечто, безусловно, существует.
    Белые волосы ума, как сказал Догэн.
    Но и этот тончайший уровень — просто форма Картины;
    даже если очевидно, что она порождает все остальные.

    • Нет ничего, кроме Картины — ни в каком смысле
    • Бытие и Небытие, Нети-Нети, субъект и объект, причинность, логика; все модели инкарнаций, миров, вечности — только формы Картины
    • Из нее нет никакого «выхода», «освобождения» и т.д.
    • Все «просветления», озарения, недвойственность возвращают обратно в Картину
    • Нет никаких «объективных» (тем более абсолютных) критериев истины-ложности
    • Ничего особенного и специального нет ни в одной части Картины; у нее нет ни смысла, ни цели, ни значения

    Безымянный 1.png
  4. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    В «Ориентации Север» Джемаль называет Картину Космосом:


    Но возможно гораздо более радикальное воззрение.
    Джемаль все же допускает наличие чего-то отличного от Картины-Космоса:
    «пробужденность», «истинный субъект» и т.д.
    Здесь утверждается, что все это — также Картина.
    Как и:
    • Фантастическое
    • Непознаваемое
    • Логически противоречивое
    • Неосознаваемое
    • Вечное-Бесконечное

    Форма Картины может быть любой. Геометрической, чувственной, духовной…
    Сагуна, Ниргуна, Тональ, Нагваль…
    Солипсизм, материализм, Арканы, недвойственность…

    Современные философы рассматривают модели реальности,
    в которых сознание, например, не играет никакой роли.

    Различия, значимость, важность — тэги, которые наклеивает на части Картины ум,
    который сам является частью Картины.

    Все попытки «просветления», «распознавания», «избавления от страданий» —
    перестановки кубика Рубика. Разумеется, можно уменьшить страдания личности.
    Можно даже обрести «естественное бесстрашие, любовь и счастье»
    (цитата с нового форума Лакшми).

    Все это просто поворачивает Картину под другим углом
    и возвращает обратно в нее.
  5. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Абсолютная трансценденция


    Посмотрим еще раз на положение дел (выражение Витгенштейна):
    • Нет ничего, кроме Картины
    • У нее нет ни смысла, ни назначения, ни направления
    • Ни одна часть Картины не является особенной, выделенной
    • Никакого выхода никаким способом из Картины нет
    • Нет глобальных истины и ложности, только относительные
    • Ни у одной формы Картины нет преимущества

    Все подобные отрицания суммируются в одно НЕТ.
    И это НЕТ обладает единственной реальной, самостоятельной природой
    природой Абсолюта.

    Абсолют — это НЕТ
  6. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Мистики и философы за последние 4 тысячи лет многократно приближались
    к идее НЕТ, ИНОГО. Взглянем на главные вехи; отмечая, в чем все же их недосказанность.

    Упанишады
    Мандукья упанишада; четвертая стопа Брахмана.

    Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной [лишь] познанием, [не являющейся] ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной — считают четвертую [стопу]. Это Атман, это надлежит распознать.

    Все, что с частицами «не» — верно. Остальное — лишнее. При чем тут «счастье», «покой», «постижение»? Кем и что постигается, кто счастлив?

    Адвайта
    Это учение, безусловно, очень близко подходит к НЕТ, истинному ИНОМУ.
    Нет смысла приводить множество подтверждающих высказываний.
    Отметим однако то, что отличает Адвайту от абсолютной трансценденции:
    • Вселенское Я, Атман, Сознание как нечто существующее
    • Отождествление кого-то с Атманом
    • Избавление от страданий; идеи о покое, блаженстве, освобождении

    Греки
    Греческие философы скептически относились к чистому НЕБЫТИЮ.
    Хотя Платон в «Пармениде» говорит:

    Если единое едино – приводит к заключениям, что единое не имеет частей и, следовательно, не есть целое; не будучи целым, оно не имеет ни начала, ни середины, ни конца и, следовательно, беспредельно; оно не находится ни в другом, ни в себе самом – нигде не находится; оно не движется и не покоится; оно не может быть тождественно ни другому, ни самому себе, ибо тождество предполагает соотнесение; наконец, парадокс: если единое едино, то оно не существует, ибо бытие и единое – не одно и то же. Оно непознаваемо и невыразимо: «Нет ни имени, ни слова для него, ни знания о нем, ни чувственного его восприятия, ни мнения»

    С одной стороны, это прекрасный указатель на ИНОЕ. Однако далее Платон и его последователи говорят о вечной развертке, эманации всего сущего их Единого.
    Истинное ИНОЕ не порождает ничего.

    Буддизм
    По сравнению с греками буддийская философия слишком перегружена понятиями и доктринами.
    При этом ИНОЕ, НЕТ-принцип встречаются только как второстепенные, косвенные концепции.
    Но безусловно практики буддизма остаются непревзойденными для распознавания Картины, ее ничтойности и пустотности.


    Западная философия
    Несмотря на множество попыток, западная философия так и не выработала чистую,
    ясную концепцию ИНОГО, того, что не является ни бытием, ни не-бытием, ни их отрицанием.
    Интерес представляет т.н. апофатическое богословие, восходящее к Нети-Нети.

    Согласно св. Дионисию

    Будучи выше всякого тварного бытия, Бог недоступен не только для чувственного, но и для умственного познания. Возвышаясь над всякой тварной сущностью, Он «существует пресущественно».
    Прежде всего Бог изъят из пространственно-временной метрики тварного мира. Он бесформен и безoбразен. Являясь Причиной всего чувственно познаваемого,
    Триипостасному Богу не присущи качества материи, Он не имеет «ни изменения, ни тления, ни разделения, ни лишения, ни излияния, и ничего другого из чувственного».
    Но Бог также несопоставим и с созданным Им Самим умопостигаемым миром. Он не есть тварная душа или ум, лишен человеческой мысли или слова, «не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие…». К Богу не применимы ни утверждение, ни отрицание, о Нем в собственном смысле даже нельзя утверждать, что Он существует. Как пребывающий за пределами всякой тварной сущности и бытия, Он, в конечном счете, безымянен и есть «само небытие».

    Но дальше опять начинается трусомыслие:

    Если Бог непознаваем чувственным восприятием или спекулятивным мышлением, то Он познаваем мистически.

    НИЧТО не познаваемо НИКАК.
  7. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Южинский кружок

    В 1960-х в двух коммунальных комнатах писателя Юрия Мамлеева в Южинском переулке сформировался подпольный литературно-философский салон, членов которого впоследствии окрестили «Южинским кружком». Это были поэты, художники и мыслители, изучавшие философию и оккультные практики:
    Евгений Головин, Александр Дугин, Гейдар Джемаль, Сергей Жигалкин…
    Несмотря на бредово-мистическую богемность (что хорошо описано в книгах Мамлеева),
    эти люди прекрасно знали восточную и западную философию, а также выполняли (насколько это было возможно) практики, близкие к Адвайте.

    Именно там зародилось нечто, что нельзя назвать даже идеей или концепцией.
    К чему недавно, совершенно независимо, пришел и «я»…

    Итак, Последняя доктрина — это «учение» о том, чего нет, о том, что лежит по ту сторону Бога, Абсолюта, о том, что трансцендентно по отношению к Богу, к Реальности и к высшему Я.

    Хотя само практическое посвящение в Бездну лежит по ту сторону выразимого и вообще всего, что есть, можно, однако, что-то «сказать» (поскольку это еще содержится в Интеллекте) о первой фазе истинного посвящения — т. е. о выходе «освобожденной личности» из Целого и отходе ее на Периферию.

    Юрий Мамлеев «Последняя Доктрина»

    Сознание и мир опосредуются только «абсолютным ничто» ,
    что на практике означает, что
    это возможно лишь при обоюдной негации и субъекта и объекта — через их
    взаимоопустошение и через *перенос основного внимания* с их идентично-
    сти *на то, что их опосредует, лежит между ними*, не являясь ни тем, ни дру-
    гим, а значит, являясь ничем, абсолютным ничто.

    Единственное отличие Радикального Субъекта в том, что в него никто
    никакого зерна не всеивает. К нему никто не приходит. Нет факта посвяще-
    ния. Нет фигуры Ангела-Посвятителя. Есть только жуткое самопосвящение
    с помощью ничто. Самопосвящение в чистую боль, которая позволяет по-
    нять структуру инициатического акта, но только со стороны еще более глу-
    бокой тайной и невыразимой структуры, не связанной вообще ни с какой
    феноменологией, в том числе даже с феноменологией инициации.

    Александр Дугин «Темный Логос»


    Север — это полюс несуществования.
    Север — это точка, в которой кончается космос.
    Этот полюс не является глобальным итогом реальности.
    Он не является выводом из всех возможных ориентаций.
    Север представляет собой разрыв внутри сплошного бытия.
    Перед этим полюсом бытие останавливается и поворачивает вспять.
    Ни одна ориентация внутри космоса не ведет туда.
    Идея севера противоположна идее центра.
    Центр — это средоточие всех возможностей.
    Он есть универсальный узел бытия.
    Север это полюс невозможного.
    Все узлы бытия развязаны на севере.
    В центре реализуется принцип растворения.
    Всякое исчезновение осуществляется через север.
    С точки зрения центра, север есть абсолютная периферия.
    Ее абсолютность дана в совершенной независимости от центра.
    Бытийные проблемы, возникающие в центре, лишены смысла на севере;
    Север сам есть уникальная проблема, не признающая никаких других.
    Эта проблема ставится противоположностью севера всякому возможному опыту;
    ибо наличие севера в принципе не является объективным.
    Отношение к нему рождается из поворота субъективной воли в себя.
    Поэтому север не является иллюзией.
    Пребывая вне опыта, север не имеет общей меры с бытием.
    Поэтому он укоренен в абсурде.
    Точка севера совпадает с последним рубежом реальности.
    В объективной реальности ничто не указывает на север.
    На пути к северу поиски ориентиров бесполезны.
    Наука навигации исключает саму идею севера.
    Поэтому отказ от навигации есть поворот на север.
    Поворот на север есть отказ от идеи спасения.
    Идущий на север не боится ночи.
    Потому что в небе севера отсутствует свет.
    Гейдар Джемаль «Ориентация Север»
  8. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Сердцевиной абсолютной трансценденции является распознавание Картины. Причем с двух направлений:
    • Ее ничтойности, само-обусловленности, равнозначности
    • Ее тотальности, возвращении в нее всех «выходов», пониманий и т.д.
    Безусловно, лучшие практики для такого распознавания предлагают буддизм и Адвайта. Однако здесь мы рассмотрим очень важный принцип, без соблюдения которого все это превращается в самообман.
    Это принцип
    ТАК МОЖЕТ БЫТЬ
    Настоящая Ориентация Север, действительно трансцендентное воззрение
    должно быть готовым к любой форме Картины.

    Вот несколько примеров. Одно время в молодости я был сторонником идеи реинкарнаций, пытался построить свою картину мира в соответствии с прошлыми и будущими жизнями.
    Потом отказался от нее, стал даже яростным противником.
    Но очевидно, это может быть так, а может и нет! И, например, Випассана, будучи буддийской практикой, совершенно не зависит от того, существуют ли инкарнации, или сознание-личность — продукт мозга. Здесь и сейчас распознающее внимание наблюдает приход и уход мыслей, чувств, образов…

    А вот противником антропоцентризма и антропоморфизма был всегда. В каком бы учении не встречались упоминания об «особой миссии человека», «венце творения», «образе и подобии божьем» — ясно понимал, что это бред самовлюбленных обезьян. Сейчас отношусь более спокойно — нуштош, может быть и так. Но строить на таких убеждениях философию нельзя.

    Представим женщину, которая 20 лет была замужем, и всю свою жизнь, все ценности и убеждения построила на идее святости, нерушимости, важности брака и семьи. А потом узнала, что у мужа — три любовницы, да еще и дети от них. И начнется: суицид, таблетки, психушка…

    Философа, разумеется, не волнует быт. Но он рискует оказаться в такой же ситуации, если будет без сомнений, без анализа альтернатив строить свою картину мира на произвольных убеждениях.
    Пусть они и кажутся фундаментальными, пусть им следовали и следуют миллиарды людей…
    Это ничего не значит! Да, может быть так. А может и нет.

    Несколько цитат на эту тему.

    Лев Исаакович Шестов, «Апофеоз беспочвенности», 1905.

    Для того чтобы вырваться из власти современных идей, рекомендуется знакомиться с историей: жизнь иных народов, в иных странах и в иные времена научает нас понимать, что считающиеся у нас вечными идеи суть только наши заблуждения. Еще один шаг: нужно представить себе человечество живущим не на земле (1905-й год!!), и все земные вечные идеи потеряют свое обаяние.

    Наиболее подробный анализ трусости мышления, т.е. неспособности даже допустить какое либо воззрение, отличное от личных убеждений, дал Иван Лапшин в книге «Законы мышления и формы познания».
    Для меня стало сюрпризом, что поэты и другие «творческие интеллигенты» крайне негативно воспринимают идею солипсизма. Казалось бы, поэт только и живет во внутреннем мире…

    Мысль о том, что за яркою и пестрою оболочкой «вторичных свойств» ощущений и чувствований — нет никакой реальности; что за таинственным покрывалом Майи скрывается абсолютное Ничто, эта мысль вызывает во многих поэтах неподдельный ужас.

    Не менее удивительно, что официальная церковь отрицает философию идеализма!
    (Бедные идеалисты, их и материалисты ненавидят, и церковники)

    Ватиканский собор провозгласил анафему против идеалистов, т.к. они утверждают непознаваемость мира и Бога, тем самым отрицая чудеса святой Церкви (!)

    У Шестова есть и точное, четкое описание доктрины «Так может быть». Этот отрывок стоит почитать в оригинале.

    Pasted image 20250304121245.png
  9. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Очевидный критерий для практик распознавания Картины:

    Всё полезно, что в рот полезло

    Да, в соответствии с принципом Так может быть, мы можем рассматривать модели реальности, в которых какая-то часть Картины (Бог, Атман, Я-Есть) принципиально, катастрофически отличается от других.

    Проблема в том, что все эти «принципиально», «истинно», «естественно» и т.д. —
    лишь теги внутри Картины.
    Поэтому рекомендуются любые воззрения и практики, которые
    выявляют, подчеркивают, объясняют:

    • Равностность, однородность, равнозначность Картины
    • Взаимозависимое происхождение всех ее частей и форм
    • Тотальность и единственность Картины: любые идеи о «другом»,
      ином — возвращаются в нее
    • Отсутствие «субъекта» в любой форме.
      Да, одна часть Картины может воспринимать другую.
      Иногда взаимно, иногда нет.
      Но онтологически субъекта не существует.

    Безусловно, мощнейшей и конкурентной моделью развенчания Картины как чего-то «особенного» является редукционный эволюционный мозго-центрированный материализм.
    Если хотя бы допустить, что все так, как утверждают современные ученые…
    И не ссаться, не включать заднюю, не придумывать отмазки и оправдания…
    То Картина, и все эти «атманы» и «субъекты» рухнут в течение нескольких минут.

    Правда, для мозга это может быть болезненно.
    Т.к. парадоксальным образом, эволюции было выгодно иметь иллюзии «свободы воли», «личности», «души» и т.д. Подобное осознание может плохо сказаться
    на социально-физиологической жизни носителя ^13^

    Есть и другие, более мягкие, или более парадоксальные пути:
    • Интеграция Випассаны, Махамудры и Мадхъямики
    • Адвайта
    • Великое Сомнение И Чин Дзен
    • Современная когнитивная психология, особенно ACT, CBT

    Все это приводит к тому, что даже фраза «Здесь ничего/никого нет»
    распознается как обусловленное когнитивное убеждение
  10. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    В страну гиперборейцев ты не найдешь чудесного пути ни морем, ни сушей

    Пояснение №1
    В эзотерических кругах тема Севера и Гипербореи сильно раскручена и затаскана со всех сторон.
    В соответствии с принципом Так может быть, возможно, что лабиринты Кольского полуострова, рунические сказания норвежцев и т.д. — следы исчезнувшей цивилизации.
    Но из предыдущего должно быть понятно, что в данной теме слова Гиперборея и Север не имеют никакого отношения ни к планете Земля и ее полюсу, ни к духовным северным мирам, ни к чему подобному.

    Пояснение №2
    Ни Мамлеев, ни Джемаль не ссылаются на эту фразу «Пифийской песни» Пиндара.
    У Дугина она где-то есть. В любом случае, при всем уважении к другим практическим философам, здесь предлагается наиболее радикальное и честное ее рассмотрение.

    Будем опираться на школьную грамматику. У нас есть подлежащее — «ты».
    Кто это?

    «Ты»это любая часть Картины, которая может так себя назвать.
    Осьминог, человек, искусственный интеллект, инопланетянин, мировой разум,
    Матрица, одна из субличностей, тульпа в Вандерленде…

    «Страна гиперборейцев»… Ну раз она упомянута, и даже есть название у ее «жителей», значит — она существует.
    Но утверждается, что никакое: живое, мертвое, просветленное, инопланетное существо
    не может туда попасть.
    Она существует, но таким способом, которым ничто не существует в Картине.
    Можно буквально собирать копилку:
    — Атман, Брахман, Ниргуна? ок, но ЭТО не то.
    — Нагваль, Айн Соф Аур?
    — Квантовая запутанность, голографическая черная дыра?
    ОК, но

    нет.png


    «не найдешь чудесного пути» — это означает простую (и страшную, для наивных) вещь: ВСЕ просветления, озарения, нагвали, благодати и махамудры суть Картина и ведут только в нее.

    «ни морем, ни сушей» — тоже самое, для романтиков. Стихи, алкоголь, звук, наркотики, слова гуру, шепот тантры — это Картина. Да, в ней много всего:
    океаны морей и горы полей…

    Но НЕТ пути на Север…
  11. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Во всех духовных учениях обожают давать т.н. указатели.
    Ох уж эти намеки, полу-намеки…

    1741973698133251896.jpg

    Джемаль, при всей радикальности, тоже отмечает:

    Сквозь реальность дует иной ветер, не поднимающий волн.
    Это ветер вне реальности, ветер,
    проходящий сквозь реальность без контакта, ветер ИНОГО.

    На Иное НЕТ указателей. Но можно, ничтоже сумняшеся, попытаться дать указатели хотя бы на этот ветер…

    Смерть

    В первую очередь чисто материалистическая. Не утверждается, что все именно так.
    Но стоит предположить, что с распадом мозга исчезает субъект, возникает вопрос: а что для него смерть? Ontological nullity.
    Полное исчезновение не просто бытия, но любых возможностей бытия/небытия, знания/незнания.
    Примерно тоже можно сказать и о глубоком сне без сновидений.

    Хаос

    Интересно, но человек не может имитировать хаос. Если предложить испытуемому набрать случайную последовательность 0 и 1 на клавиатуре, то в лучшем случае там будет примерно поровну 0 и 1.

    Сочетания 01 и 10 будут встречаться гораздо чаще, чем 00 и 11. А уж 000 и 111 может вообще не быть.

    Между тем, истинный Хаос — это не «отсутствие порядка». Это все виды порядка, представленные равновероятно. Ни в какой физической вселенной не может быть чистого хаоса, это математическая теорема (основанная на спектре энергии).

    У Дугина в «Темном Логосе» прекрасно описан дионисийский, инклюзивный, «все включающий» Логос.

    В любом случае, это прекрасный указатель на то, чего НЕТ никаким способом.

    Безумие

    Когда вы читаете или слушаете духовные или философские рассуждения, где используется хоть какая-то логика,
    помните — это бесконечно малая часть всех возможных логик.
    Никто не убеждает вас, кроме самих себя. Безумие поможет увидеть это.
    Но оно же и страшно. Потому что пресловутое исчезновение эго и личности — это никакое не блаженство. Это НИЧТО, а прямо перед этим — ужас безумия.
    Здесь нет вариантов. Где есть экстаз, счастье, благодать, радость — это ложь и тупик.
    Настоящий путь проходит через безумие.


    Вечность и бесконечность
    Удивительным образом Рене Генон в своей уникальной работе «О множественных состояниях бытия» подтверждает слова Свидригайлова:


    Попросту говоря, любые наши идеи о бесконечном-вечном:

    • Когнитивные
    • Медитативные
    • Экстатические
    • Безумные

    всегда будут только пересказом конечного, только «банькой с пауками».

    И именно это является указателем на ветер ИНОГО, которое единственно истинно бесконечно…
  12. Оффлайн
    Бодхичитта

    Бодхичитта Пользователь

    Поздно вечером в квартире Достоевского зазвонил телефон.
    — Федор Михайлович! — раздался взволнованный шёпот,
    — Это Чернышевский… Я недавно женился, ну… вы знаете…
    — Да, конечно, Николай Гаврилович!
    — Ну... и вот… Сегодня первая брачная ночь… У меня вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Этой же ночью Достоевский начал писать роман «Идиот».


    Что же «нам» делать, в свете всего вышесказанного?

    Да что угодно, или ничего. ИНОЕ никак не зависит от наших действий, и никакое из них не приведет к нему.
    Можно читать, бухать, устранять эго, играть про себя на трубе,
    молиться, вешаться, создавать Матрицу, отождествляться или разотождествляться —
    все это просто формы Картины.

    Пейсмейкер мозга, слепой и мертвый, постоянно генерирует возможные действия и того,
    кто их будет делать.

    Порой весьма нетривиальные: недеяние, медитация, вичара, чистое сознание…
    По отношению к другим частям Картины какая-то ее форма может быть нетривиальной, «иной».
    Но все это одно и тоже.

    Поэтому завершающие абзацы этой темы — просто небольшая романтическая фантазия,
    чисто личные планы на последние годы жизни.


    Заметим, что ситуация Картины имеет много сходства с тюрьмой и концлагерем.
    Разумеется, если не пытаться индульгировать, избежать экзистенциального ужаса путем
    поддержания всяких иллюзий: типа, душа рождается в нужном теле; или рай и ад и все такое.
    Любое рождение тела-сознания случайно и совершенно бессмысленно,а смерть гасит сознание-мышление раз и навсегда.
    На форуме есть грамотная цитата Пелевина на эту тему.

    Виктор Франкл, прошедший через концлагеря, говорит:

    Единственное, что ты не можешь отнять у меня, - это то, как я решил ответить на то, что ты делаешь со мной.
    Последняя из свобод состоит в том, чтобы выбирать собственное отношение в любых обстоятельствах.

    У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека —
    выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.

    Человеческая свобода — это конечная свобода. Человек не свободен от условий.
    Но он свободен занять позицию по отношению к ним.

    Занять позицию.
    Выбрать Ориентацию Север.
    Принять внутреннюю форму.


    Мы можем это делать. Мы можем распознавать Картину, в том числе и себя как ее часть.
    И просто помнить об ИНОМ, о НЕТ. Смотреть в сторону ТОГО, что не находится ни в какой стороне, куда никто и никогда не попадет…
    И самое главное, это может делать простая, обычная личность.
    Та самая, с которой все эти гуру пытаются бороться, обещая разные нирвикальпы и самадхи.
    Но не нужны никакие просветления, трансформации, благодати и прочий опиум для народа.

    Достаточно определенной степени разумности, образованности;
    небольшой опыт типа Випассаны, распознавания.

    И конечно, честность и смелость.